Фото: ИТАР-ТАСС
Московское метро по праву считается одним из самых красивых в мире. Почти каждая станция подземки – уникальна, а вместе они создают неповторимый ансамбль, который с каждым годом пополняется все новыми платформами. Так, к 2020 году в городе откроют еще более 70 станций метрополитена.
О том, как создается дизайн станций, какие материалы при этом используются и почему свет под землей важнее всего остального M24.ru рассказал член Союза архитекторов России, главный архитектор мастерской № 15 ОАО "Мосинжпроект" (управляющая компания по реализации программы "Метро-2020") Александр Вигдоров.
- Александр Львович, с чего начинается работа по оформлению станции метро?
- Для начала выбирается место под строительство новой станции. После этого приступают к планировочным решениям: определяют пассажиропоток для организации входа и выхода, касс, отделения полиции и т.п.
Односводчатая станция. "Алма-Атинская". Фото: stroi.mos.ru
В дизайне станции мы, в первую очередь, отталкиваемся от ее конструкции. Последние годы часто строили односводчатые станции (к примеру, станция метрополитена "Алма-Атинская" - M24.ru).
Они нравятся москвичам и хорошо выглядят при использовании индивидуальных опалубок, пластики свода. На сегодняшний день большинство строящихся станций – колонные. В свою очередь, они подразделяются на двухпролетные (с колоннами посредине) и трехпролетные (два ряда колонн).
Двухпролетная станция. Дизайн-проект станции метро "Котельники". Фото: stroi.mos.ru
Кроме того, станции мы делаем высокими - порядка 6 метров, чтобы станция "дышала" и колонны смотрелись красиво. Для сравнения, высота традиционных станций составляет 4 метра.
После того, как заложены основные параметры будущей станции – ее высота, ширина платформы и другие, - начинается непосредственная работа над дизайном имеющегося пространства. В 60-70-е годы станции были однотипные. Причиной тому была сборная конструкция самих станций. Хотя мы, все равно, пытались как-то обыграть название станции, придумать необычные цветовые решения.
Трехпролетная станция. Дизайн-проект станции "Спартак". Фото: stroi.mos.ru
Со временем стало понятно, как не меняй цвет колонн и надписи на стене, все-таки огромное пространство сборного ребристого потолка давлеет над всем, определяет пространство, и только изменив что-то можно создавать уникальные проекты. Поэтому сейчас основная тема решения пространства станций и вестибюлей - это потолки. Остальные элементы лишь поддерживают общую идею.
- Какие существуют этапы разработки дизайна станции метрополитена? На что обращают внимание дизайнеры?
- Прежде всего, сопоставляется история района, в котором будет расположена будущая станция с его нынешним состоянием. Недавно обсуждалось дизайнерское решение будущей станции Кожуховской линии метрополитена "Лефортово". В этом районе расположен Лефортовский дворец, парк, много старинных уникальных зданий. Несмотря на то, что в основе стиля станции – современное оформление, мы добавили исторические элементы – люстры под старину, ажурные парковые лавочки.
Кроме того, в создании дизайна учитываются и другие станции, находящиеся на той или иной ветке метрополитена. Станции на одной линии должны создавать ансамбль, перекликаться между собой. Конечно, все станции должны быть уникальными, но в одном ключе.
Дизайн-проект станции Кожуховской линии метрополитена "Лефортово". Фото предоставлено пресс-службой "Мосинжпроекта"
- Какие новые технологии используются при создании дизайнерского решения будущей станции?
- В последние годы в проектировании появилась новое направление – параметрическая архитектура. Компьютерная программа из случайных геометрических фигур формирует узор будущей станции. Компьютер предлагает несколько вариантов, а дизайнер выбирает наиболее подходящий и корректирует его. К примеру, благодаря этой программе на станции "Некрасовка" запроектирована своеобразная серебристая волна, созданная из многогранников. Таким образом, происходит отсылка к теме горного ручья, чистой журчащей воды, что очень символично, ведь совсем недавно в этом районе были поля орошения.
Дизайн-проект станции Кожуховской линии метро "Некрасовка". Фото: stroi.mos.ru
- Сколько времени уходит на создание проекта?
- Программа развития метрополитена обширная и мы стараемся в кратчайшие сроки подготовить проект и пустить его в работу. Однако этот процесс творческий: идея может родиться быстро, а может создаваться долго, дорабатываться, меняться.
- Какие материалы используются при строительстве станций?
- В первую очередь, натуральный камень, этот материал сегодня нельзя заменить ничем. Напольное покрытие – это всегда гранит, альтернативы ему нет. Для стен и потолков мы выбираем подвесные конструкции – сотовые либо композитные панели. Раньше приобретали их в Голландии и Германии, сейчас их производство на достойном уровне организовано и в России. Также часто используем металлокерамику. Вообще мы стараемся использовать все материалы, которые представлены на рынке – это помогает разнообразить станции.
Курочка Ряба в парижском метро
Фото: mosmetro.ru
В 2009 году московский метрополитен сделал уникальный подарок своим парижским коллегам – красочный витраж "Курочка Ряба". Произведение искусства весом около 2,5 тонн создал российский художник Иван Лубенников. Полукруглый витраж собран из элементов, символизирующих Москву и Россию: кремлевские звезды, купола храма Василия Блаженного, двуглавый орел, самовар, спутник, серп и молот.
Рядом с Курочкой Рябой можно прочитать цитату из одноименной сказки как на французском, так и на русском языках. Так что находясь в Париже, не забудьте посетить станцию "Мадлен" - именно здесь вы найдете частичку российской культуры.
- На стадии, когда уже непосредственно приступили к оформлению станции, могут вноситься какие-то коррективы?
- Только по минимуму. Все тщательно продумывается заранее, тем более, сейчас компьютерные программы позволяют рассчитать все, вплоть до угла тени. В компьютере строятся трехмерные модели будущего интерьера.
Впрочем, компьютер не может полностью заменить человека. Так у нас получилось на станции "Алтуфьево": обилие белого цвета смотрелось в программе органично, но когда мы приехали туда по завершению строительства, станция нас просто ослепила, как в снег в Гималаях. Однако через месяц эксплуатации станция потемнела и сейчас ее можно увидеть такой, какой ее и задумывали авторы.
Станция "Алтуфьево". Фото: Alex Rave
Александр Вигдоров
Фото предоставлено пресс-службой "Мосинжпроекта"
В 1978 году окончил Московский архитектурный институт (МАрхИ). Член Союза архитекторов России (СССР) с 1989 года. Является автором проектов (соавтором) таких станций московского метрополитена, как "Царицино", "Чеховская", "Черкизовская", "Тимирязевская", "Бибирево", "Алтуфьевская", "Чкаловская", "Кожуховская", "Воробьевы горы", "Выставочная", "Кунцевская", станций Бутовской линии легкого метро.
Под его руководством мастерской №15 ОАО "Мосинжпроект" выполнены проекты ряда будущих станций московского метрополитена третьего пересадочного контура (на участках от "Проспекта Вернадского" до "Зюзино" и от "Рижской" до "Авиамоторной"), станций Кожуховской линии московского метрополитена, архитектурные проекты интерьеров станций, кассовых залов и наземных вестибюлей для Люблинско-Дмитровской линии.
Беседовала Мария Солтыс