Фото: ИТАР-ТАСС
К концу года откроются станции "Котельники", "Румянцево", "Тропарево" и "Саларьево". Сейчас их строительством занимаются не только метростроевцы, но и "Катюши", и "Софии", и "Марии". Вы спросите, причем здесь женские имена? Корреспондент M24.ru спустился на строящуюся станцию метро "Ходынское поле", чтобы понять, чем отличается "открытый" способ строительства метро от "закрытого", почему проходческим щитам дают женские имена и другие премудрости метростроевцев.
Строительство метро проходит в несколько этапов. Сначала выбирают место под строительство будущей станции метро, затем начинаются инженерные изыскания – на этом этапе проводятся геологические, геодезические, экологические и другие необходимые проверки. При этом такие исследования могут проводиться на протяжении всего строительства, так как земляные породы в Москве неоднородны.
После этого приступают к проектированию. В этот момент специалисты определяют глубину заложения станции, способ проходки подземных тоннелей и их маршрут, составляют проектно-сметную документацию. При этом учитываются уже построенные на поверхности здания, а также уже проложенные подземные коммуникации.
Затем переходят непосредственно к строительству станции и тоннелей, за которыми следует отделочные работы. Завершающий этап – монтаж всех необходимых инженерных систем и коммуникаций – эскалаторов, систем вентиляции, пожаротушения, видеонаблюдения и других.
Строящаяся станция метро "Ходынское поле". Фото: M24.ru
Строительство станций метрополитена может вестись двумя способами: открытым, при котором станции строятся в котлованах, после чего засыпаются грунтом, и закрытым – без вскрытия поверхности. При этом "закрытый" способ применяется при строительстве станций глубоко заложения, а станции мелкого заложения чаще строятся открытым способом. К слову, чем глубже станция, тем дороже обойдется ее сооружение, кроме того, "закрытые" станции строятся гораздо дольше, чем "открытые". В среднем, срок строительства "открытой" станции сокращается на 1,5-2 года.
Станцию метро "Ходынское поле", входящую в состав третьего пересадочного контура, строят открытым способом. Поэтому спускаться нам пришлось в котлован по длинной лестнице из железных прутьев. Для людей, страдающих боязнью высоты, спускаться на 25 метров под землю – занятие не очень приятное, поэтому вниз лучше не смотреть и держаться покрепче за перила. Спустившись вниз, сразу чувствуешь разницу в температуре: на глубине холодно, а с ограждающих конструкций из свай капает вода. Ходить здесь, чтобы не промокнуть, приходится по деревянному настилу. Кстати, к безопасности при строительстве метро относятся предельно внимательно: наверху висят таблички, рассказывающие и напоминающие о технике безопасности, а "экскурсантам" обязательно выдают каски.
Расстрелы на строящейся станции метро "Ходынское поле". Фото: M24.ru
Когда мы дошли до нижней отметки, залили бетонную плиту основания, чтобы установить рельсы и опустить сюда щиты и начать проходку тоннелей.
На этом объекте в целях экономии времени мы одновременно строили станцию и вели проходку тоннелей. Размеры котлована дали нам такую возможность. На данный момент строительство самой станции временно приостановлено, так как проходка еще не завершена.
После того, как закончим проходку тоннелей, стены забетонируют, а расстрелы уберут. Котлован же засыпят. Отмечу, что на этой станции будет два входа, то есть два вестибюля".
Тоннелей, которые сооружаются от станции "Ходынское поле", четыре. Каждая пара "идет" в свою сторону, причем в одну из сторон у строителей получается идти быстрее, чем в другую. Как мы уже говорили, геология в Москве непредсказуема. Каждому щиту дают свои имена, причем только женские. Так, здесь работают щиты с именами Мария, Натали и Юля.
Граффити, нарисованное на строящейся станции "Ходынское поле" с разрешения правительства Москвы. Фото: M24.ru
Традицию давать имена щитам строители метрополитена переняли у горняков, покровительницей которых считается святая Варвара. Метростроевцы говорят, что имена щитам дают те, кто их приобрел. Чаще всего они выбирают имена любимых и детей.
Принцип работы у всех тоннелепроходческих комплексов один. Конечно, есть определенные технические нюансы, доступные для понимания только специалистам.
Длина тоннелепроходческого комплекса составляет около 100 метров, а принцип работы можно сравнить с кротом, который роет себе тоннели под землей. Впереди щита работает "молотильный" диск с режущим инструментом, который перерабатывая породу, передает ее сначала в заднюю часть щита, а потом на поверхность. При этом за собой щит "оставляет" кольца, которые фиксируют тоннель. К слову, в месяц тоннелепроходческий комплекс проходит около 300 метров.
На большой глубине и вдали от существующих сооружений метростроители иногда выполняют взрывные работы, другими словами направленный взрыв. Он применяется тогда, когда строители сталкиваются с прочными грунтами".
Работы по строительству метро ведутся круглосуточно и круглогодично. Метростроевцы шутят, что на щите тепло всегда, там сама земля греет.
Гарантия подрядчика по тоннелю составляет 50 лет, по станционному комплексу – 5 лет. Отмечу, что конструкции, применяемые для обделки тоннелей, проходят проверку на прочность в лаборатории Научно-исследовательского центра "Тоннели и метрополитены".
Например, станция "Ходынское поле" удалена от ближайшей станции метро "Динамо" на 1,5 километра. Данная станция предоставит жителям этого района возможность передвигаться как по третьему пересадочному контуру, так и пересаживаться на станции "Динамо", "Полежаевская".
Наиболее сложным вопросом с точки зрения строительства третьего пересадочного контура является подготовительный период. Усложняет этот процесс наличие большого количества инженерных сетей под землей, а также освобождение площадки от существующих зданий и сооружений.
На участке третьего пересадочного контура мы осуществляем строительство станций "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле", "Хорошевская", "Шелепиха", "Деловой центр".
Мария Солтыс