На этой неделе в кино два фильма ужасов: один нешуточный, документальный, про концлагеря, и один смешной и по-хорошему дурацкий, про героя вирусных фото и видео. Кроме того, по случаю праздников прокатчики порадовали нас отличной переделкой "Мадам Бовари" с Джемой Артертон и мистическим вестерном из жизни бразильских фермеров (фильм почти полгода никак не мог выйти в российский прокат) с Гаэлем Гарсия Берналем.
Другая Бовари
Неочевидный, но, верьте нам, несомненный фильм-фаворит этой недели. Не просто очередная экранизация одного из главных романов французского реализма, но легкое, тонкое, а, главное, действительно смешное рассуждение о том, каково это, собственно – экранизировать классику во времена, когда конфликты и коллизии прошлого более не кажутся актуальными. Главный резонер тут, впрочем, не режиссер – снявшая "Бовари" Анна Фонтейн как была, так и осталась всего лишь крепким мастеровитым ремесленником, способным донести до зрителя, не расплескав и не исказив, замысел сценариста. Именно он, сценарист, интеллектуал и киновед Паскль Бонитцер (во Франции Бонитцер известен не только как автор двух фундаментальных трудов – о реализме в кино и о связи живописи и кинематографа, а и как режиссер буржуазных комедий) и является тут истинным героем. В фильме даже присутствует его альтер-эго — интеллектуал-дауншифтер Мартин, бывший столичный критик, переквалифицировавшийся в нормандские булочники. Начитавшийся книг Мартин выступает в роли ненадежного рассказчика – ему всюду мерещатся сюжеты классической литературы. Неудивительно, что когда в заброшенную неподалеку избушку въезжает пара англичан-молодоженов с фамилией Бовари, он не только немедленно влюбляется в соседку, но и начинает придумывать ей будущее с адюльтером, векселями и мышьяком. Но реалии XXI века вносят свои комические поправки в сюжет Флобера.
Кадр из фильма "Другая Бовари"
Наступит ночь
А теперь немного жести (на самом деле – много, очень много). Английская документалка о том, как в последний месяц войны британские операторы сняли док о немецких концлагерях - а потом, полгода спустя, власти положили готовый, сделанный при участии самого Альфреда Хичкока, фильм на полку. В архивах его заново нашли еще в 1985-м, но восстановили только сейчас, заодно дополнив исходный хроникальный материал интервью с теми, кто снимал эти свидетельства (включая и советских военных операторов, которые первыми вошли в лагеря уничтожения на территории Польши), а также с теми, кто запечатлен на этих жутких кадрах, людьми, выжившими в Аушвице и Берген-Бельзене. Интересно, что свидетельства о концлагерях – только часть нового фильма, хотя и основная. Практически все время на экране горы трупов, снятые долгими, без монтажных стыков, кадрами, сараи, забитые волосами, вставными челюстями, обувью, чемоданами. Но так же бесстрастно и непредвзято "Ночь" рассказывает и о политическом цинизме союзников, сперва деливших с Гитлером Чехословакию, а сразу после войны снова подружившихся с побежденной Германией уже против СССР. Запрет фильма в 45-м был продиктован новой политической конъюнктурой, в частности, нежеланием пробуждать в зрителях сочувствие к евреям, уже претендующим на тогда еще британскую Палестину.
Кадр из фильма "Наступит ночь"
Слендер
Конечно, после Холокоста любой другой хоррор кажется невозможным, но, тем не менее, обратите внимание. Большой и настоящий фильм, посвященный интернет-мему, вот уже семь лет пугающему англоязычных пользователей. "Слендер мен", "тонкий человек" – это персонаж вроде нашего "свидетеля из Фрязино", загадочная отфотошопленная долговязая фигура, которую вставляют на фотографии играющих детей, превращая эти снимки в кадры зловещего кино. Некоторое время назад Слендер стал героем Youtube-сериала "Мраморные шершни", а сейчас уже настоящим киномонстром. Картина про него, в общем, следует сюжету "Шершней" и в убедительно документальной манере рассказывает о съемочной группе, взявшейся снимать фильм-расследование о некой исчезнувшей семье да так и сгинувшей во время съемок.
Кадр из фильма "Слендер"
Хозяин джунглей
В некотором роде подарок от прокатчиков – это дикое, но симпатичное кино о том, как Гаэль Гарсия Берналь в одиночку ликвидирует банду и спасает женщину по имени Ваня (да, так в фильме), уже полгода бесконечно сдвигалось и сдвигалось в прокатном графике. И вот – победа! Наконец-то мы сможем насладиться моноспектаклем актера Берналя, который выходит из сельвы эдаким мистическим героем без майки и обуви, а потом, после ночи страстной любви, призывает не менее мистического союзника-леопарда и вместе с ним рвет в клочья банду рейдеров под адский вой на саундтреке.
Кадр из фильма "Хозяин джунглей"
Василий Корецкий