Какие тайны загадки хранит Спиридоновка - одна из старейших улиц Москвы? Правда ли, что это место обладает особой энергетикой? И какие известные личности стали жертвой Спиридоновки? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".
Сенсационное самоубийство
Осенью 1910 года Москву облетела сенсационная новость: миллионер, меценат, владелец одного из изысканнейших московских особняков на Спиридоновке, ловелас и красавец Николай Тарасов покончил с собой. Первому столичному жениху было всего 28 лет. Московские газеты писали: "Утром, в 10 часов, прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни господина Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина: на кровати в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть. Покойный никаких записок не оставил".
Что подтолкнуло молодого миллионера к последней черте? Почему он нажал на курок? Как связана смерть Тарасова и его родовое поместье на Спиридоновке? И какие еще тайны скрывает эта древняя московская улица?
О загадочном самоубийстве Николая Тарасова судачил весь столичный бомонд. Это и понятно, молодого миллионера называли баловнем судьбы. Он обладал не только огромным состоянием, но и прекрасным вкусом, и считался одним из законодателей московской моды.
Дом Тарасова, 1914 год. Фото: um.mos.ru
"Молодой Тарасов был типичным московским денди, представителем "золотой молодежи" того времени, у него было все самое-самое – один из самых быстрых первых автомобилей в Москве, лучший парфюм, который он сам приготовил в Париже и который существовал только в одном экземпляре", - объясняет москвовед Александр Мишин.
Буквально накануне самоубийства судьба преподнесла Николаю Тарасову щедрый подарок – он унаследовал один из самых роскошных особняков в Москве на Спиридоновке.
"Это была очень дорогая, затратная постройка. Архитектором проекта стал замечательный русский мастер Иван Владиславович Жолтовский, который никогда не изменял своей самой большой любви в этой жизни – стилю классицизма, неоклассицизма", - утверждает Мишин.
Дом на Спиридоновке напоминает дворец, и это не случайно. Иван Жолтовский при строительстве особняка ориентировался на творение знаменитого итальянского мастера Андреа Палладио – палаццо Тьене, построенное в городе Виченце в XVI веке. Внутренняя отделка под стать итальянскому замку. Облицовка первого этажа имитирует гранит, второго – мрамор.
Потолки парадных комнат покрыты фресками – это копии известных произведений итальянских художников: Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо. А заказал эту "сказку былых времен", как назвали особняк в ежегоднике "Московский архитектурный мир" за 1912 год, Гавриил Тарасов, дядя знаменитого самоубийцы.
"Здание это принадлежало богатой армянской семье Тарасянов, которые происходили из города Армавира, торговали ватой. Перебираются в Москву и решают себя увековечить постройкой такого родового гнезда", - рассказывает
Однако особняк на Спиридоновке так и не стал родовым поместьем Тарасовых. Более того, ни один из представителей династии не прожил в этом доме ни дня.
"Есть понимание или ощущение того, что хозяин этого здания всегда очень плохо кончает. Габриель Тарасян, он же Тарасов, так и не пожил в этом здании. Закончили строительство уже тогда, когда он умер, но это была самая невинная и наименее печальная, наверное, часть истории. Буквально через год кончает жизнь самоубийством его наследник", - говорит заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.
Смерть Николая Тарасова породила множество сплетен. Злые языки поговаривали, что молодой миллионер покончил с собой от скуки, то есть из чистого декадентства, столь модного в те годы.
"Эта пресыщенность, то есть очень ранняя изношенность жизни заставила Тарасова себя вести подобным образом", - считает Александр Мишин.
Однако некоторые специалисты, изучавшие историю знаменитого рода и места, где разворачивалась трагедия, склоняются к другой версии.
"Этот район в Москве традиционно именовался Козьим болотом. Он, как любое болото, был местом с отрицательной энергетикой", - рассказывает Леонид Фитуни.
Впрочем, гиблым местом этот район называли недолго. В 1627 году на Козьем болоте возвели единственный в Москве храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому. Церковь сразу стала очень популярной, а за улицей закрепилось название Спиридоновка. В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. Болото осушили, оставив три пруда, которые в народе тут же прозвали Патриаршими.
"Патриаршая слобода, действительно, принадлежала русским патриархам, здесь выращивали овощи, выращивали черных коз, мех которых замечателен – все, что угодно, из него можно сделать", - говорит Мишин.
Взрывоопасный двор
В 1930 году церковь святого Спиридона была разобрана, а вот другому строению той эпохи повезло больше. На углу Спиридоновки и Гранатного переулка и по сей день размещаются палаты Гранатного двора – один из самых интересных памятников московской допетровской архитектуры.
"Это промышленное предприятие, которое изготовляло то взрывное устройство, которое называлось гранатой. Причем провинция Гранада испанская, плод граната и граната как взрывное устройство в своем старом, первоначальном варианте – это все однокоренные слова. Первые варианты гранаты действительно были похожи, если его разрезать, на плод граната, где роль семян выполняли кусочки свинца. И когда оболочка взрывалась путем поджигания фитиля, вставленного сверху в открытое пространство, это имело очень сильный поражающий характер", - рассказывает Александр Мишин.
Гранатный двор
Взрывоопасная продукция, которую выпускал Гранатный двор, в итоге сыграла с ним искрометную, но весьма злую шутку.
"В 1711 году Гранатный двор взлетел на воздух, начался сильный пожар, которые, к сожалению, были характерны для Москвы того времени. Как пишут современники, сгорело 200 дворов. И тогда уже Гранатный двор был переведен на окраины Москвы", - поясняет Мишин.
Долгое время считалось, что от Гранатного двора ничего не осталось, но со временем постройки удалось восстановить, в основном, силами сотрудников дизайнерского бюро, арендовавшего полуразрушенное здание около 15 лет назад.
"Это XVII век, и это доказано, в этом доме, во-первых, действительно нашли подлинные образцы изразцов XVII века", - говорит директор школы дизайна Татьяна Рогова.
При расчистке исследователей ждало еще одно не менее интересное открытие. Выяснилось, что Гранатный двор связан подземными коммуникациями с другим районом Москвы.
"У нас стоит маленький павильончик на территории нашего садика, откуда поступает газ к могиле Неизвестного солдата, то есть вечный огонь находится под нашим неусыпным контролем", - рассказывает Рогова.
К началу XIX века Москва расширяется, и некогда болотистый пригород становится одним из центральных районов столицы.
"Во второй половине XIX века здесь жило много студентов. Дело в том, что жилье здесь было достаточно дешевое, плохонькое, но студентам как раз подходившее. И вот этот район Патриарших прудов называли "московским латинским кварталом" по аналогии с Парижем", - утверждает Мишин.
Неравный брак Морозовых
К концу XIX века Спиридоновка - уже одна из самых престижных улиц Москвы, своего рода Рублевка того времени. Здесь строят роскошные особняки представители многих известных московских фамилий – Рябушинские, Беляевы, Морозовы.
Савва Морозов
"Часто можно в литературе встретить его название – особняк Зинаиды Морозовой. Я думаю, что любая женщина во все времена хотела бы иметь такой свадебный подарок, какой преподнес Савва Тимофеевич Морозов своей супруге Зинаиде Григорьевне", - говорит Александр Мишин.
Женитьбе Саввы и Зинаиды Морозовых предшествовал грандиозный скандал.
"Дело в том, что в старообрядческой среде развод равнялся преступлению худшего пошиба. А помимо того, что Зинаида Григорьевна развелась, для того чтобы бракосочетаться с Саввой Тимофеевичем, он ее еще увел от собственного двоюродного племянника. И отец Зинаиде Григорьевне сказал: "Доченька, я бы лучше тебя в гробу видел, чем при таких обстоятельствах", - объясняет Мишин.
Тем не менее, свадьба состоялась. И здесь, в аристократическом районе Москвы, на Спиридоновке, по проекту архитектора Федора Шехтеля началось строительство особняка, который впоследствии назовут одной из жемчужин русского модерна.
"Отделка шла три с лишним года, и я бы сказал, что это был дом приемов семейства Морозовых. Из молодой, двадцати с небольшим лет девушки стали делать светскую львицу, ей срочно наняли учителей, чтобы они из алмаза сделали бриллиант. Но, как говорится, когда человека чему-нибудь слишком быстро и настойчиво учат, получается, что это видно. Максим Горький так писал, что личные покои Зинаиды Григорьевны с обилием фарфоровых изделий напоминали магазин фарфоровой посуды", - рассказывает Мишин.
Светские рауты в невероятно роскошных интерьерах были лишь одной стороной жизни Зинаиды Морозовой, внешней. В душе же копилась черная обида на мужа. За ее спиной вся Москва судачила о его новом увлечении. Предпринимателя и мецената все чаще видели в компании первой красавицы русской сцены Марии Андреевой. Эту любовную связь считают одной из причин гибели Саввы Морозова.
"Когда Савва Морозов захотел сделать рабочих совладельцами, то есть акционерами предприятия, его сильная, властная мать сказала: "Только через мой труп". И его объявили невменяемым. И люди в это поверили, потому что в семействе Морозовых, к сожалению, душевные недуги коренились. Он с супругой Зинаидой Григорьевной выезжает на юг в Канны, и в мае 1905 года при не совсем ясных обстоятельствах происходит как бы самоубийство. Но есть версия, что это было подстроено большевиками, потому что за несколько месяцев до смерти он застраховал свою жизнь в пользу актрисы Андреевой", - утверждает Александр Мишин.
С особняком Зинаиды Морозовой связана еще одна легенда Спиридоновки. Поговаривали, что вдове мецената буквально в каждом коридоре мерещился призрак покойного супруга.
Особняк Морозовой. Фото: um.mos.ru
"Как известно, в Соединенном Королевстве – Великобритании – цена замков всегда увеличивается, если там есть свое привидение. Думаю, что русские люди, как ни странно, более рациональны. Да, она избавилась от этого места, чтобы память о первом супруге ушла в прошлое", - рассказывает Мишин.
Как и Савва Морозов, миллионер Николай Тарасов тоже был большим поклонником театра. Его имя стало известно в артистических кругах Москвы после щедрого подарка, который он преподнес руководителям МХАТа.
"Дело в том, что Николай Лазаревич Тарасов особое внимание уделял Художественному театру. Однажды даже деньгами выручил Станиславского и Немировича-Данченко, когда они на гастролях в Германии попали в долговую яму", - утверждает Александр Мишин.
Тарасов безвозмездно пожертвовал знаменитым режиссерам 30 тысяч рублей, по тем временам немалая сумма. Подарок приняли, а щедрого дарителя сделали пайщиком театра. В результате были спасены не только гастроли, но и репутация МХАТа. С этого момента Николай Тарасов стал одним из главных спонсоров театра. И вместе с деловым партнером и другом Никитой Балиевым начала при МХАТе новое дело – открыл кабаре под названием "Летучая мышь", в котором устраивались знаменитые мхатовские капустники. Когда приятели в первый раз спустились в подземелье, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Впрочем, молодой миллионер увлекался не только сценой и зрелищами, но и актрисами и имел славу штатного столичного сердцееда.
"Его большой любовью была молодая талантливая актриса, протеже Немировича-Данченко, Оленька Грибова", - говорит Мишин.
Роман Тарасова и Грибовой был стремителен и безнадежен. Вскоре красавица завела другого поклонника, который оказался отчаянным картежником и однажды растратил казенные деньги.
"И вот этот деловой человек обратился к Оленьке Грибовой, не сможет ли она занять у Тарасова необходимую сумму денег. Естественно, Тарасов не стал помогать своему, так сказать, конкуренту за сердце актрисы", - рассказывает Александр Мишин.
Никто тогда и предположить не мог, что этот, казалось бы, мелкий неприятный инцидент будет стоить Тарасову жизни.
Вершина русского модерна
Инна Андреева на Спиридоновке бывает ежедневно. Сегодня по этой улице пролегает ее путь на работу, в музей Алексея Толстого, а в юности это было просто любимым местом для прогулок.
"Практически улица Спиридоновка начинается с храма Большого Вознесения. Я выхожу из своих ворот и сразу вижу этот храм. И то, что в этом храме венчался Пушкин с Натальей Гончаровой, для меня очень многое значит. Потом начинается мой любимый Шехтель. Русский модерн – это что-то, что, на мой взгляд, просто не поддается всяческим эпитетам", - говорит директор Музея-квартиры А. Толстого Инна Андреева.
Еще одно замечательное творение Федора Шехтеля – особняк представителя богатейшей московской династии Степана Рябушинского. Великолепное здание эпохи зрелого модерна, сооруженное в самом начале ХХ века, соседствует с храмом Большого Вознесения.
Особняк Рябушинского. Фото: ИТАР-ТАСС
АЛЕКСАНДР МИШИН (москвовед): Для любого архитектора решение строить дом, участвовать в проекте постройки, которая находится на углу, это всегда экзамен. Так вот, со своей задачей Шехтель справился совершенно безукоризненно. Дело в том, что ему надо было найти тот объем здания для особняка Рябушинского, который бы соотносился с объемом церкви Большого Вознесения. И вот эти два объема, практически равные по величине, друг другу не мешают, они друг друга дополняют и даже гармонируют.
Строительство особняка Рябушинского было завершено в 1902 году. Эта работа Федора Шехтеля стала настоящей сенсацией. На фоне деревянных построек Спиридоновки того времени он выглядел просто фантастически.
"Дом делился на две половины: нижний, первый этаж был занят хозяином дома, а на втором этаже обитали жена и дети. И своеобразная граница обозначена Шехтелем во внутреннем облике, интерьерах этого дома: если вы попадаете в столовую особняка, то на потолке видите ряску, то есть как будто мы находимся под водой; а второй этаж и те керамические изразцовые цветы, которые мы видим на внешних фасадах, это уже земля; а соединено это все вместе изумительной, единственной в своем роде лестницей – "волна", - рассказывает Александр Мишин.
Особняк удивлял современников не только отделкой, но и своим техническим оснащением. В доме была проложена первая в Москве система кондиционирования. Блюда из кухни в гостиную доставлял лифт. При этом просторный двухэтажный дом был рассчитан на одну семью.
"Степан Павлович Рябушинский, кстати говоря, ему было 26 лет на тот момент, когда он мог позволить себе построить этот дом, был по образованию ученым-археологом, помимо того, что у них было наследственное их дело – хлопчатобумажное производство. Это были талантливые, образованные, высокодуховные люди. Это были предприниматели, люди нового класса", - говорит экскурсовод Музея-квартиры А. М. Горького Юлия Болховитинова.
Есть в особняке и своя особая тайная комната – старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Стены и купол покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись.
"Старообрядчество было под запретом до указа Николая II, до апреля 1905 года. Указ-манифест был об уравнении всех религиозных конфессий, а дом был построен раньше. Поэтому молельня тайная, секретная, ни с одной стороны ее не видно. Рябушинские туда поднимались, как минимум, два раза в день", - рассказывает Болховитинова.
Писательский клуб
Октябрь 1917-го искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, оставив процветающий бизнес, эмигрировали в Европу, а роскошная усадьба на Спиридоновке перешла во владение города.
"Здесь было государственное издательство, был отдел виз и паспортов, сюда приходил Василий Сталин в качестве воспитанника, когда здесь был детский сад для правительственных детей. Здесь был психоаналитический центр с детским домом, лабораторией. И также здесь было общество по культурным связям с зарубежными странами", - объясняет Юлия Болховитинова.
В 1931 году у особняка появился новый хозяин – Максим Горький. Он еще размышлял, покидать ли ему прекрасный остров Капри, а из Москвы уже ползли слухи – для Горького готовят дворец. Пролетарский писатель слал в Россию гневные депеши: "Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда". Бывший особняк Рябушинского дворцом, конечно, не был, но Горькому все равно не понравился.
"Он сказал так: "Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что". Но потом сказал, что работать можно. Дело в том, что особняк этот считался буржуазным, мещанским. Такое было отношение к этому прекрасному стилю – стилю модерн. Тем не менее, сад вокруг дома, и то, что в то время во флигеле, когда жил писатель, находились редакции журналов-газет, все это позволило ему здесь остаться", - утверждает Болховитинова.
В этом доме писатель часто принимал гостей, иногда до 100 человек в день. Особняк превратился в своеобразный писательский клуб. В 1931 году Горького здесь навещал Бернард Шоу, а четыре года спустя – Ромен Роллан. Впрочем, по этой лестнице поднимались не только знаменитости, но и простые люди, которые привозили живому классику подарки.
"Например, приехали колхозники из Татарии, и действительно привезли интересный подарок. Они привезли ему живую корову. Дело в том, что писатель был болен. Он 40 лет болел туберкулезом, и парное молоко ему было необходимо для улучшения состояния его здоровья. Конечно, Горький был очень растроган этим подарком, но судьба коровы известна – она была отправлена в подмосковный детский сад", - рассказывает Юлия Болховитинова.
В особняке на Спиридоновке Максим Горький прожил пять последних лет жизни. Степана Рябушинского, первого хозяина особняка, он не знал, но с другими представителями знаменитой династии его не раз сводила судьба.
"Так получилось, что в Петрограде был убит Урицкий, а до этого с ним встречался Дмитрий Павлович Рябушинский, один из братьев Рябушинского, который провел месяц в ЧК. И только благодаря хлопотам Горького был выпущен на свободу. Потом он уехал за границу", - говорит Болховитинова.
Горький был знаком и с младшим сыном знатной семьи – Николаем Павловичем Рябушинским, который в начале ХХ века издавал в Москве популярный литературный журнал "Золотое руно". Впрочем, Николай Рябушинский был известен не только успехами на редакторском поприще, но и благодаря многочисленным романам. Тайную страсть он питал и к актрисе Ольге Грибовой, возлюбленной Николая Тарасова.
Сама же Оленька Грибова (так ласково называли актрису поклонники) была страстно влюблена в юнкера Николая Журавлева. Это для него она пыталась занять денег у бывшего любовника Тарасова. Получив отказ, проигравшийся Журавлев застрелился. Вслед за возлюбленным попыталась покончить с собой и Грибова.
"Придя с его похорон, стреляет в себя Оленька Грибова, но стрелять она не умела, прожила еще три дня. И вот в октябре 1910 года москвичи из газет узнают о той драме, которая, можно сказать, на их глазах разворачивалась в связи с любовным треугольником", - рассказывает Александр Мишин.
Но почему свел счеты с жизнью сам Николай Тарасов? Известно, что к моменту этого двойного самоубийства он уже охладел к Грибовой и, более того, был увлечен другой актрисой – восходящей звездой МХАТа Алисой Коонен.
Смерть миллионера будоражила воображение обывателей, порождавшее все новые и новые версии. Тем более, что в этой трагедии было и еще одно странное обстоятельство.
"По иронии судьбы, опять-таки, когда на выстрел прибежал дворник, оказалось, что в квартире уже стоял гроб. То ли сам Николай Тарасов заказал этот гроб, то ли прислала подруга Оленьки Грибовой, намекая на то, чего он достоин", - считает Мишин.
Гроб доставили на Большую Дмитровку – там была квартира Николая. В особняк на Спиридоновке он еще не переехал, так как за права наследства боролись сыновья Гавриила Тарасова.
"Наследники попытались вступить в права, но, оказывается, уже в тот период это было не так просто. Местные власти муниципальные посчитали, что с наследников кавказского хозяина этого здания можно взять больше денег за вхождение в права наследования, чем положено. Пошли судебные процессы, это затянулось, и наследники в юридические права так и не вступили. А дальше революция", - объясняет Леонид Фитуни.
Молитвы святому Спиридонию
После революции особняк Тарасова, как и остальные усадьбы на Спиридоновке, был национализирован. Сначала здесь располагался Верховный Суд СССР, а после 1937 года – Посольство Польши. С 1941 года переименована и сама улица Спиридоновка. Она стала носить имя писателя Алексея Толстого, который поселился во флигеле особняка Степана Рябушинского.
"Дело в том, что у него было такое, как он считал, достаточно скромное требование для своего жилища – две большие комнаты. Одна – для того, чтобы работать, другая – для того, чтобы принимать пищу и принимать гостей. И как раз получилось так, что именно эта квартира, а предложила ее посмотреть Тимоша, так звали невестку Горького, Надежда Алексеевна Пешкова, он посмотрел, здесь была совершеннейшая разруха, но наметанным глазом он понял, что если что-то разгородить, что-то подправить, получатся те самые требуемые две большие комнаты", - объясняет Инна Андреева.
Писателю, действительно, была нужна для работы большая комната. В его рабочем кабинете стояли сразу четыре письменных стола. Это было необходимым условием для творчества.
Музей-квартира А.Н. Толстого. Фото: ИТАР-ТАСС
"Этот принцип четырех столов кабинетный железный у него совершенно. Он писал всегда стоя, потом переходил к столу с машинкой, перепечатав, потому что он физически не мог править свой текст, написанный от руки. Говорил так, что "рукой писателя водит некто свыше, и то, что написано мною, то гениальное, и исправлению не подлежит". Поэтому, перепечатав текст, он переходил к круглому столику у камина, закуривал одну из своих любимых трубок и тогда уже правил текст, представив себе, что это страничка из рукописи, присланная кем-то из молодых писателей", - рассказывает Андреева.
С героями собственных произведений у Алексея Толстого тоже были особые отношения.
"Ведь об этом уже ходят легенды, что Алексей Толстой, особенно при написании "Петра Первого", так сжился со своими героями, а особенно с Петром Великим, что утверждал, что герои приходили к нему в кабинет, то есть он галлюцинировал героев, он каждому из этих героев придавал свой голос, свой тембр голоса и так далее", - утверждает Инна Андреева.
Часто из-за дверей кабинета писателя доносились женские, мужские и даже детские голоса. Алексей Толстой прекрасно имитировал чужую речь и был мастером розыгрышей.
"Иногда очень нехорошо разыгрывал друзей по телефону, звоня голосом или Микояна, или Сталина. Представляете, какие были реакции на том конце провода", - говорит Андреева.
Квартиру на Спиридоновке Алексей Толстой тоже считал местом особым, связанным с легендой его древнего рода.
"Когда-то общий пращур всех Толстых, Петр Андреевич Толстой, сидя в семибашенном замке в Турции, готовился к повешению. Его должны были казнить наутро, и вот он всю ночь молился святому Спиридонию, чтобы тот спас его. И так случилось по всяким дипломатическим переговорам, его все-таки освободили, и с того времени все Толстые стали считать этого Спиридония покровителем рода Толстых", - объясняет Инна Андреева.
Алексей Толстой умер в 1945-м, но улица еще долго носила его имя. Историческое название ей было возвращено только в 1994 году.
Призрак маршала-насильника
Не только сама Спиридоновка, но и прилегающие к ней улицы и переулки представляют большой интерес для историков, в том числе и потому, что в этом районе жил всесильный министр внутренних дел и госбезопасности Советского Союза Лаврентий Берия.
Лаврентий Берия. Фото: ИТАР-ТАСС
"Недалеко от Спиридоновки, на углу Вспольного переулка и Малой Никитской, находится представительный городской особняк начала ХХ века, особняк инженера Бакакина. Но самым известным жителем этого великолепного особняка был, конечно, маршал Лаврентий Павлович Берия. Это его резиденция, которую он занимал с 1943-го до ареста в 1953 году", - рассказывает Александр Мишин.
В этом доме постоянно находилось несколько десятков чекистов-телохранителей. Однако известно, что неподалеку в Спиридоньевском переулке было еще одно здание, где тоже несли вахту охранники. Два строения соединял специально проложенный подземный ход.
"Лаврентий Павлович прекрасно понимал, как к нему относятся его коллеги по ЦК партии, по Политбюро, и было от чего себя охранять. И те, кто задумали его арестовать и уничтожить, понимали, что пытаться арестовать его в этом здании – пустой номер", - говорит Мишин.
Лаврентий Берия - пожалуй, самый зловещий персонаж советской политической истории. Инициатор и вдохновитель массовых репрессий, по мнению некоторых историков, был весьма неравнодушен к женскому полу. А молва еще при жизни считала его насильником и просто сексуальным маньяком. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.
"В отношении этого дома большие легенды ходят, что там он и подвал имел, в котором кости перемалывал несчастных женщин, и что там стояла ванна с соляной кислотой, в которой он растворял всех изнасилованных женщин. Не было этого, ничего не было. Женой Берии была грузинка очень строгих нравов. Надо очень хорошо понимать, что такое менталитет грузинской женщины. Я кавказец, я хорошо это понимаю. И она в жизни бы не допустила, чтобы нога посторонней женщины ступила на площадь ее дома. В жизни этого бы не произошло", - считает историк Арсен Мартиросян.
Лаврентий Берия был арестован 26 июня 1953 года в Кремле и пять месяцев спустя по приговору суда расстрелян. Но и после смерти его последнее местожительство осталось местом действия самых жутких городских легенд.
"И вот с тех пор уже на протяжении более чем 60 лет незримо дух Берии витает над этим домом. Рассказывают истории, что по ночам подъезжает черная машина, открываются двери, человек в пенсне и форме выходит, садится в машину, уезжает", - утверждает Александр Мишин.
Спустя несколько лет после смерти Берии в особняке разместилось посольство Республики Тунис. За последние 60 лет его сотрудники призрак Лаврентия Павловича ни разу здесь не встречали.
"Да что вы! Это самое обычное здание. Духи, о которых люди говорят, игра воображения или какие-то оптические иллюзии. Мы ничего подобного не видели", - говорит посол Тунисской Республики в Российской Федерации Али Гутали.
Поэтические баталии и "Открытый клуб"
Инна Андреева, директор Музея Алексея Толстого, может часами рассказывать о Спиридоновке, ведь здесь буквально у каждого дома своя удивительная история.
Так, на Спиридоновке чуть было не разыгралась еще одна любовная драма. Александр Блок, приревновав супругу к Андрею Белому, вызвал коллегу по цеху на дуэль. В ситуацию вовремя вмешалась виновница конфликта Любовь Менделеева. И лишь благодаря ее усилиям удалось утихомирить темпераментных друзей.
Спиридоновка и сегодня влечет художников и поэтов. Почти каждый вечер они собираются в небольшом клубе неподалеку от Музея Алексея Толстого.
Доходный дом братьев Армянских
"Клуб у нас называется "Открытый", и он, действительно, открытый во всех смыслах, то есть открыт для любого человека с улицы и открыт для любых тем и обсуждений, лишь бы они к культуре какое-то имели, хотя бы косвенное, отношение", - объясняет директор галереи "Открытый клуб" Вадим Гинзбург.
Небольшими выставками и литературными вечерами здесь с помощью живого слова пытаются одолеть главного конкурента в борьбе за зрителя – телевизор.
"Телевидение побеждает. Сериалы побеждают. Иногда звонишь, говоришь: "Вот вечер поэта такого-то, приходи". – "Ты знаешь, я сейчас включил свой любимый фильм". – "Ну, купи диск". – "Я на диске и смотрю", - сетует Гинзбург.
Однако бывают в "Открытом клубе" вечера, когда яблоку негде упасть. Здесь всегда с нетерпением ждут встреч с представителями старой школы: писателями, режиссерами, журналистами.
"Старейший театровед, например, российский Борис Михайлович Поюровский, вот ему исполнилось недавно 80 лет, были серьезные чествования. Это человек, который придумал когда-то на телевидении "Театральные встречи", много лет их вел. То, что он здесь рассказывает, нельзя услышать нигде", - рассказывает Вадим Гинзбург.
Буквально в 500 метрах от "Открытого клуба" на другом конце Спиридоновки тоже происходят удивительные и не слишком привычные для Москвы события. Мелодии древних племен и рисунки в стиле тинка-тинка. Сегодня в старинном особняке Тарасовых располагается Институт Африки Российской Академии Наук. Изучению культуры "черного" континента интерьеры в стиле модерн не мешают, даже напротив, способствуют.
"Очень красивые потолки. По всему зданию они сохранились. Не везде, но есть очень красивые фрагменты. Зеркало венецианское. Женщины и в прошлом, и в этом веке с удовольствием смотрят на себя в это зеркало, когда входят в институт", - рассказывает ученый секретарь Института Африки РАН Марина Амвросова.
Работники института признаются: особняк требует пристально следить за собой. Здесь хочется держать спину прямо.
"Внешнее воздействие, особенно на женщин, оно всегда немаловажно. В такие интерьеры входить в расхлябанном виде вроде бы и не пристало", - считает Амвросова.
Разумеется, Африка – главная точка приложения сил сотрудников института, но и отечественная история им отнюдь не чужда. Каждый, кто оказывается в старинном особняке на Спиридоновке впервые, непременно услышит рассказ о трагической судьбе владельцев этого здания.
В тот злополучный день в октябре 1910 года Николай Тарасов пребывал в ужасном расположении духа. Газеты сообщали: его бывшая возлюбленная, актриса Ольга Грибова после неудачной попытки самоубийства уже третий день балансировала на грани жизни и смерти. Николай не находил себе места.
Как он мог отказать ей, такой прекрасной и ранимой, в сущей безделице – в деньгах? Как мог опуститься до мелочности, гордыни и отвратительной ревности? Тарасов понимал: вся театральная Москва винит в этой драме только его. Когда пришла страшная весть о смерти Грибовой, молодой миллионер уже принял решение. Он накрылся одеялом, чтобы не услышали соседи, и выстрелил себе в висок.
Всю Спиридоновку от Бульварного до Садового кольца можно пройти неспешным шагом за 10 минут. Но для внимательного пешехода каждый шаг по ее тротуарам – открытие. Здесь даже век спустя вполне ощутим ни с чем не сравнимый аромат страсти. Так что не стоит удивляться тому, что знатоки московской старины давно уже окрестили район между Спиридоновкой и Малой Никитской "любовным треугольником", местом, где вершились судьбы и разбивались сердца.