Фото: m24.ru/Иван Носатов
В пятницу, 1 апреля, из Москвы в Архангельск отправился необычный поезд. В нем – 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которым предстоит возвратиться в столицу две недели спустя. Они повторят путешествие Михаила Ломоносова, который зимой 1730 года взял сундук с книгами и покинул родные Холмогоры во имя разума. Корреспондент m24.ru Иван Носатов отправился в путь вместе с талантливыми детьми, чтобы увидеть путешествие их глазами и поделиться с читателями их впечатлениями, мечтами и стремлениями.
В предыдущих сериях:
- Дневник Ломоносовского обоза. День 1. На пути из Москвы в Архангельск
- Дневник Ломоносовского обоза. День 2. Архангельск
- Дневник Ломоносовского обоза. День 3. Северодвинск
- Что вы знаете об Архангельске: школьники придумали тест для читателей m24.ru
- Победитель "Умниц и умников" – о том, каково идти путем Ломоносова
- Организатор Ломоносовского обоза – о том, как школьники построят новую Россию
Завтра Ломоносовский обоз возьмет прямой курс на Москву. Пока что отправляемся в село Холмогоры. По соседству, в Ломоносово, родился наш великий соотечественник. Но туда не попасть – дороги размыты, и транспорт не ходит. В Холмогорском селе мы посетили местный краеведческий музей. В советское время местные жители владели крупным племенным хозяйством, снабжая мясом полстраны, но сейчас ферм почти не осталось.
Дорогой дневник
Храм Двенадцати апостолов. Мы внутри, и так абсурдно видеть иконы рядом с советскими батареями. Святые сквозь запотевшие стекла мрачно глядят на железный забор, апрельскую свалку и руины Спасо-Преображенского собора. Под низким навесом маленькой церквушки одна за другой разворачиваются печальные истории ее старшего брата – северного храма. Но… храма ли? Скорее, склепа.Здесь провело лучшие годы брауншвейгское семейство. После дворцового переворота 1741 года и свержения Ивана Антоновича им предстояло отправиться на Соловки, но судьба гостеприимно разместила семью в доме при соборе. Любовались архангельскими красотами, только далеко не романтическими ночами. Здесь, по рассказам местной жительницы, революционеры расправлялись с верующими. Никакого насилия, только хардкор. Священники умирали не от корящей руки Красной армии, а от голода, холода. Весеннее таяние и сейчас выносит их останки. Все в хозяйство, кости – в амулеты.
Спасо-Преображенский собор. Мы поднимаемся все выше и выше по крутым каменным лестницам, уходящим, казалось, не к небесам, а в преисподнюю. "Только бы не упасть", – раздается голос Кати за спиной. Становилось темнее, тоска забиралась в пятки, стоило только занести ногу на следующую ступеньку. Продувало со всех сторон. Свет не принес ожидаемого тепла. Зато панорама Холмогор открылась волнительная. Тут же зашуршали чехлы от фотоаппаратов, разрушив атмосферу русской деревенской глуши.
Гниющие балки у нас в ногах – символ неминуемой смерти храма. Попытки реконструкции с 2011 года пропадают в пустоте кошельков местных жителей. Сколько раз заготавливали, привозили лес… и оставляли на произвол великого русского "вдруг". При взгляде на село с высоты около 40 метров вспоминаю слова экскурсовода: "У нас куда бы ни пошел – везде или свалка, или поленница. Я люблю Холмогоры, но назвать село великим язык не поворачивается". Так что же такое собор – удручающее правило или нелепое исключение?
В краеведческом музее рассказали о богатых традициях косторезного промысла у народов Севера. Искусство резьбы развито в Архангельской области благодаря большому запасу кости. Изделия пилят из скелетов коров, оленьих и лосиных рогов, а также моржовых и мамонтовых бивней.
В холмогорской школе искусству резьбы по кости уделяется особое внимание. Дети с 5 по 11 класс проводят уроки труда за станками, вытачивая затейливые поделки: сов, когти, шкатулки. Под присмотром учителя и избранных школьников участники Ломоносовского обоза сделали себе на память сувениры.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
Дорогой дневник
Сегодня весь Архангельск был в тумане из-за метели, а Холмогоры встретили нас большими хлопьями пушистого снега. Там мы посетили очень интересные экскурсии в библиотеку, краеведческий музей и Спасо-Преображенский собор, который какое-то время являлся лагерем смерти. Это летний храм, в котором, как следствие, зимой без еды и воды выжить невозможно. Мы также были в храме Двенадцати апостолов, колокольне и школе, где нас научили процессу обработки кости и резьбы по ней, и мы смогли сами сделать себе памятные сувениры.По возвращении в Архангельск мы поехали в гостиницу. У нас было немного свободного времени, а после ужина мы отправились в научную библиотеку имени Е.И. Овсянкина (относится к САФУ), где была лекция начальника Управления по обеспечению производства ООО "Газпромнефть-Сахалин" Алексея Фадеева на тему "Освоение арктического шельфа: вызовы и перспективы".
Архангельск. Снежный город. Метель. Суровый климат. Кругом необъятный лес. Зимняя сказка. Сегодня у нас был последний день в этом чудесном городе. Завтра рано утром мы переезжаем сначала в Емецк, а потом в Вологду. Если у меня в жизни будет шанс вернуться в эти края, я обязательно им воспользуюсь. Волшебный, оксюморонный город, в котором на одной улице соседствуют маленькие деревянные полуразвалившиеся покосившиеся домики и новые многоэтажные высотки. Десять минут назад была метель с крупными хлопьями снега, а сейчас светит солнце, город похож на волшебную сказку. Безумно красиво.
С каждым днем подъем все раньше. Завтра нас ждет тяжелая дорога по федеральной трассе на горнолыжную базу "Малиновка" в Вельске. Думаю, там будет что-то интересное...
Вечером в Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) выступил с лекцией начальник Управления по обеспечению производства ООО "Газпромнефть-Сахалин" Алексей Фадеев. Он рассказал, почему для России сегодня важна Арктика, как добывают нефть в северных морях и какие российские проекты реализуются компанией в этом регионе.
"Существуют различные рассуждения, на сколько нам хватит нефти и газа, насколько это рентабельно и востребовано в обозримом будущем", – напоминает он. – По оценкам некоторых аналитиков, в 2035 году потребность в нефти и газе в мире возрастет на 18 и 44 процента соответственно". Эксперт считает газонефтяные технологии сродни космическим. В качестве примера он привел скважину на Сахалине, которая качает нефть горизонтально. То есть она уходит в землю на глубину одного километра и на 12 километров в бок. С такими технологиями не нужно добывать нефть с моря, можно пробуриться с берега.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
Дорогой дневник
Невероятный скоростной ритм всего происходящего вокруг в буквальном смысле поглощает. Потрясающее чувство – радость, которую получаешь от ранних подъемов по утрам, от ощущения занятости каждого часа, значимости каждой секунды, от того, что твой день беспрестанно наполняется новыми незабываемыми картинами, впечатлениями и эмоциями.Очутившись в селе Холмогоры, я сразу почувствовала притягательную красоту этого места, совершенно особую и самобытную. Безмолвное спокойствие, окутанное невесомым снежным туманом, который оставляет в поле зрения лишь призрачные силуэты. Вся природа и архитектура вокруг будто пропитаны атмосферой тоскливой задумчивости. Однако все эти всеобъемлющие образы, навеянные атмосферой, вызывают бесконечный восторг и вдохновение.
Сперва мы посетили краеведческий музей, в котором узнали о знаменитых коренных жителях, истории села, старинном быте жителей этих краев. Последнее впечатлило меня больше всего: погрузившись в атмосферу деревенской жизни, в теплый, светлый уют, сразу хочется топить печи, пить чай из глиняного самовара и варить варенье в огромном медном тазу.
Также запомнился мастер-класс по резьбе по кости в средней холмогорской школе. В такие моменты чувствуешь, что тебе удалось хоть немного соприкоснуться с национальной культурой этого места. Это удивительный процесс, который поистине завораживает. Амулеты, которые нам удалось изготовить, останутся нам сувениром на память, хранящим яркие, живые воспоминания.
Самое удивительное событие этого дня, на мой взгляд, – посещение собора Двенадцати апостолов, который в данный момент находится на реставрации. Когда начинаешь чувствовать весь трагизм, который постиг это место, – храм в XX веке был лагерем смерти, – на сознание наваливается тяжелый груз размышлений.
По-настоящему потрясающее явление наступило, когда мы поднялись на колокольню собора. Мы смогли услышать звон колоколов совсем близко, будто в самом сознании. Когда закрываешь глаза, чувствуешь, будто весь мир вокруг тебя поет объемными звуками, льющимися прямо с неба беспрерывным гармоничным полетом.
Это был замечательный день, расцвеченный потрясающими образами и эмоциями. Такие впечатления хочется непременно сохранить, собрать в стеклянный сосуд, чтоб никогда не потерять, чтоб они всегда были рядом.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
В Ломоносовском обозе едут школьники, которые мечтают внести свой вклад в науку, сделать великие открытия и войти в историю. Мы попросили Полину Швецову из Дудинки поделиться подробностями проекта, который она представила на суд жюри и который поборется за главный приз в Москве 13 апреля. Вот что она рассказала.
Тема проекта: "Арктика. Сегодня и завтра".
Фото: m24.ru/Иван Носатов
В своей работе я подняла экологические проблемы арктического региона. В частности, я исследовала планы по ликвидации последствий возможных разливов нефти на платформе "Приразломное". Индикатором экологической безопасности Арктики являются наши местные народы. Сейчас традиционная пища коренных народов Таймыра, – рыба и оленина, – заражена примесями металлов. Такое питание сказывается на нашем физическом состоянии. Эта проблема существует и ее надо решать.
Вот еще один пример. Мой город Дудинка расположен рядом с Норильском, где находится горно-металлургический комбинат "Норильский никель". В 100 километрах от Норильска ни деревца, сплошная голь. И это обусловлено не тем, что здесь тундра, все гораздо хуже. Нарушены природно-экологические условия, там даже дышать трудно.
Я хочу, чтобы в России появилась своя крупная компания по защите экологии, наподобие "Гринпис", которая будет вести свою работу конкретно в Арктике. У "Гринпис" сейчас есть петиция по защите арктического региона. Организация хочет сделать Арктику полностью заповедной зоной. Речь идет о том, чтобы не позволить компаниям вторгнуться в арктическую зону.
Я считаю, что Россия пока не может существовать при таких темпах развития без разработки месторождений Арктики. Но нужно делать это экологическим путем. Таким образом можно избежать полного запрета, который предлагает "Гринпис". Возможно, следует выделить Арктику в отдельный субъект со своими законами, своими петициями, нормами по промышленности. Чтобы все работы велись при повышенным контроле. Сейчас этот процесс уже начинается – появилась стратегия освоения севера. На данном этапе особенно важно заняться экологическим просвещением. Показывать через СМИ, какие проблемы существуют в Арктике.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
Дневник Ломоносовского обоза
Каждый день мы публиковали путевые заметки, благодаря которым вы можете уже сегодня познакомиться с теми, чьими именами через несколько лет назовут звезды, физические законы и университеты. На начальном этапе Всероссийского ломоносовского конкурса 6 578 школьников подали свои заявки, поделившись с жюри своими достижениями и видением будущего нашей науки. Сотня избранных вошла в состав так называемого Ломоносовского обоза, который проследовал по маршруту:
- Архангельск;
- Емецк;
- Вельск;
- Верховажье;
- Вологда;
- Ярославль;
- Ростов Великий;
- Переславль Залесский;
- Сергиев Посад;
- Москва.
Вы по-прежнему можете почитать публикации в онлайн-дневнике ежедневно на m24.ru. У вас есть возможность увидеть страну глазами молодых и убедиться в том, что Россия полна талантов.