4 октября стартовала Всемирная неделя космоса. Между тем Вселенная была и продолжает оставаться для нас территорией малоизученной. Пользуясь случаем, редакция портала Москва 24 вспомнила самые распространенные мифы о космосе и космонавтике.
Фото: пресс-служба "Роскосмоса"
На орбите нет гравитации
Одно из главных заблуждений о космосе – космонавты находятся на орбите в состоянии невесомости. На самом деле земную гравитацию в ближнем космосе никто не отменял. Высота полета Международной космической станции составляет всего около 10% расстояния от центра Земли до поверхности моря. Соответственно, и сила притяжения на орбите немногим отличается от земной. Почему же космонавты и их гаджеты свободно парят по отсекам орбитальных станций? Не вдаваясь в сложные формулы, скажем, что космические станции вместе со всем живым и неживым содержимым, по сути, постоянно находятся в состоянии падения: сила притяжения Земли «закручивает» траекторию движения станции, но при этом сила инерции мешает ей упасть на поверхность. Такой же эффект используется при тренировках космонавтов в условиях искусственной невесомости в специальных самолетах-лабораториях: при пикировании находящиеся на борту люди теряют опору и просто падают внутри самолета вместе с ним, так что невесомость в космосе – это скорее иллюзия.
Фото: ТАСС/Михаил Почуев
Многоступенчатую ракету придумал Циолковский
Считается, что многоступенчатую ракету придумал русский ученый-самоучка и изобретатель Константин Циолковский. Впервые такую идею он озвучил в 1926 году. В 1929 году в работе "Космические ракетные поезда" Циолковский выдвинул математическую теорию своей концепции. На самом деле первый патент на изобретение многоступенчатой ракеты был выдан в США в 1914 году. Автором идеи стал американский изобретатель Роберт Годдард. Что интересно, изобретение Годдарда в большей степени похоже на современные ракеты-носители, нежели “ракетные поезда” Циолковского. В частности, у Годдарда при старте ракеты должна первой запускаться нижняя ступень, тогда как у Циолковского – верхняя, которая тянула за собой весь “ракетный поезд”.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Буран "содрали" с "Шаттла"
Существует распространенное мнение, что один из самых амбициозных проектов отечественной космонавтики – корабль многоразового использования "Буран" – был скопирован с американского Space Shuttle. Однако, несмотря на внешнее сходство, эти два корабля имеют ряд существенных различий. Американский Space Shuttle, по сути, является самодостаточным кораблем, который при помощи собственных двигателей и ускорителей самостоятельно взлетает с Земли, "Буран" же летал в космос "верхом" на ракете "Энергия". После вывода корабля на орбиту ракета вместе с двигателями сгорала в плотных слоях атмосферы. Конструкторы в целях экономии планировали сделать некоторые элементы "Энергии" возвращаемыми на Землю, однако после развала СССР проект был закрыт. Между тем у "Бурана" были свои преимущества перед "Шаттлом". На советском корабле были установлены мощные орбитальные двигатели, что делало его более маневренным непосредственно в космосе. Кроме того, "Буран" был оборудован системой автоматической посадки, которая безупречно отработала во время первого и последнего полетов челнока.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
В космосе не пьют
Считается, что космос и алкоголь – понятия несовместимые. Сегодня на Международной космической станции спиртное категорически запрещено. Впрочем, алкоголь никогда и нигде не входил в официальный рацион покорителей космоса. Главная причина запрета: алкоголь – летучее вещество, поэтому может негативно повлиять на работу оборудования. По этой причине на МКС также запрещены спиртосодержащие жидкости для ополаскивания рта, одеколоны. Кроме того, бытует мнение, что в условиях невесомости алкогольное опьянение наступает быстрее, а эффективность решения задач человеком под его воздействием значительно снижается (недавно это утверждение было опровергнуто экспертами НАСА после серии лабораторных экспериментов).
Впрочем, многие американские астронавты и советские космонавты не скрывают, что с алкоголем в космосе им все-таки доводилось иметь дело. Так, Базз Олдрин в своих мемуарах признался, что перед высадкой на Луне он и Нил Армстронг выпили немного вина. Советские космонавты также рассказывали об алкогольной контрабанде в космосе. Выпивку (как правило, это был коньяк) маскировали под обычные напитки. Известен случай, когда флягу с коньяком пронесли на борт корабля в бортжурнале, из которого вырвали страницы. Конечно, о беспробудном пьянстве в космосе не могло быть и речи: алкоголь употребляли в очень скромных количествах. Как вспоминал в своих мемуарах космонавт Георгий Гречко, он даже обращался в Минздрав СССР с просьбой узаконить небольшие количества алкоголя в бортпайках, на что врачи ответили отказом: “Выпьешь коньяка, откроешь люк и без скафандра в космос полезешь”.
Фото: портал Москва 24/Александр Горностаев
На Луне будут добывать гелий-3
Запасы гелия-3 на Луне – один из главных аргументов сторонников освоения спутника Земли. Есть мнение, что изотоп, в больших объемах обнаруженный на поверхности Луны, сможет решить энергетические проблемы человечества. По приблизительным оценкам, его запасов может хватить на 5000 лет. Напомним, что гелий-3 рассматривается как перспективное топливо для термоядерных реакторов. Однако физики-ядерщики считают эту перспективу слишком отдаленной. Сегодня в экспериментальных термоядерных реакторах с переменным успехом используется реакция дейтерия и трития. Технологии же осуществления контролируемой термоядерной реакции с гелием-3 как таковой не существует вообще. По самым оптимистичным прогнозам, наука сможет ее освоить не ранее чем через 50 лет. Вызывает вопросы и организация добычи гелия-3 на Луне. Содержание изотопа в грунте составляет около 1 грамма на 100 тонн, то есть для добычи 1 кг гелия-3 гипотетическим лунным горнякам придется перелопатить 100 тыс. тонн породы. Несмотря на это, в СМИ со ссылкой на официальные источники регулярно появляются сообщения, что некоторые государства на полном серьезе намерены начать добычу гелия-3 на Луне. Чаще всего в публикациях фигурируют Индия и Китай. Многие эксперты считают, что это не более чем пиар: правительства таким образом пытаются обосновать в глазах общественности растущие расходы на космические программы.