
Иллюстрация: Полина Бреева
В конце октября Москва примет открытый конкурс оперных певцов New Opera World. В рамках отборочного этапа в преддверии большого летнего фестиваля молодые таланты представят свои вокальные достижения на суд жюри. Мы с друзьями из Детского центра научных открытий "ИнноПарк" решили разобраться, почему у всех людей разные голоса.
Голос – это способность человека издавать звуки. Рождение этих звуков называется процессом голосообразования. В голосовой аппарат входят следующие составные части:
- ротовая полость;
- носовая полость;
- глотка;
- гортань;
- трахея;
- бронхи;
- легкие;
- грудная клетка;
- мышцы брюшной полости.
Все эти органы работают слаженно благодаря центральной нервной системе. Воздух выдыхается из легких через нос и рот, при этом начинают вибрировать голосовые связки и создаются звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Голос не может развиваться без участия слуха, а слух не может развиваться без участия голосовых органов. У глухих голос не функционирует, они используют неречевые голосовые звуки.
Процесс голосообразования является сложным психофизическим актом. В коре головного мозга есть два специфических участка, непосредственно влияющих на нашу способность говорить. Центр Брока обеспечивает моторный аспект речи, то есть правильную артикуляцию, и обрабатывает проприоцептивную информацию, то есть ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга. Область Вернике отвечает за понимание полученной информации.
У каждого человека свой тембр голоса (в переводе с французского – "отличительный знак"). Приобретается он в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют воздухоносные полости, окружающие гортань, – ротоглоточная, носовая и трахея с крупными бронхами.
Люди имеют голосовые складки, которые растягиваются и сжимаются, меняя свою толщину. Человек может произвольно влиять на давление воздуха и интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц также подвержены преобразованиям. Результатом любого из этих действий будет скачок в высоте, силе, тембре, четкости, эмоциональной окраске извлекаемого звука. Также имеют значение общее физическое самочувствие человека, осанка, настроение, эмоциональное состояние.
Кстати, очень многим людям совершенно не нравится собственный голос в записи. Он кажется чужим, слишком писклявым, грубым, низким, высоким – словом, абсолютно не родным. На самом деле у человека два голоса: внутренний и внешний. Внутренний голос – это звуковые колебания, которые мы воспринимаем по воздуху и через слуховые косточки. Внешний –звуковые колебания, которые мы воспринимаем только по воздуху (как музыку в наушниках и речь других людей). Мы сами слышим только свой внутренний голос, а окружающие слышат внешний. В нашей голове внутренний голос может звучать так, как нам хочется, но окружающие все равно воспринимают его так же, как и мы сами при прослушивании диктофона.
Ученые и медики выявили десятки различных голосовых нарушений и дефектов. Самое сложное – алалия, раньше она называлась слухонемотой. Это отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах или же мозговые заболевания и травмы, перенесенные ребенком в до речевой период жизни. Кстати, термина "немота" не существует.
Есть еще афазия – это системное нарушение уже сформировавшейся речи в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга из-за операций, опухолей, инсультов и некоторых психических заболеваний. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности артикуляционного аппарата. Это всем известные шепелявость и картавость. Возникает из-за:
Ссылки по теме
- "Музыка дьявола": энергия и дух свободы Рэя Чарльза
- "Интервью": Петр Налич – о премьере "Северной одиссеи"
- Король ноты до второй октавы: три главных арии Лучано Паваротти
- педагогической запущенности – ребенка просто не учат правильно говорить;
- двуязычия в семье – дитя не знает, кому подражать;
- недоразвитости фонематического слуха – человек не может правильно расслышать все звуки;
- врожденных или наследственных особенностей – редкие зубы, особое строение артикуляционного органа.
Заикание – нарушение речи, из-за которого звуки или слоги часто повторяются или слишком долго звучат. Причины возникновения до сих пор не выявлены. Предполагается, что заикание обусловлено совокупностью генетических и неврологических факторов.
Наталья Жабина, Детский центр научных открытий "ИнноПарк"
О "Физике города"
Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему под нами дрожит земля, когда под нами проезжает поезд метро? И может ли в Москве произойти землетрясение? Какими видят нас люди из космоса?Мы предложили коллегам из Детского центра научных открытий "ИнноПарк" дать ответы на наши вопросы и разъяснить, сколько велосипедистов нужно для освещения столицы, какие оптические иллюзии можно увидеть в городе и как начать экономить энергию, не выходя из дома. Так появился проект "Физика города". Новые вопросы и новые ответы ищите на нашем сайте по понедельникам и четвергам.