Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA) заключило контракт с военно-промышленной компанией Northrop Grumman на разработку концепции лунной железной дороги. С подробностями – научный обозреватель Николай Гринько.
Когда заходит речь о базе на Луне, мы представляем себе пару-тройку герметичных куполов, в которых живут и работают люди, и, пожалуй, луноход, припаркованный рядом. На самом деле будущая колония на спутнике Земли – это самое настоящее предприятие. Завод, только вынесенный за пределы Земли.
Никто не собирается осваивать Луну исключительно ради научных исследований. Конечно, такая цель ставится, но она, как ни обидно это звучит, второстепенна. Главная задача колонизации – добыча ресурсов, в первую очередь гелия-3. Это изотоп, из которого теоретически можно получать в 15 миллионов раз больше энергии, чем из того же объема нефти. Населению Земли лунного гелия-3 могло бы хватить примерно на пять тысячелетий! Именно это и оправдывает финансирование лунного проекта.
Все это, конечно, звучит довольно оптимистично, если не учитывать одно но: в 100 тоннах лунного грунта содержится примерно один грамм гелия-3. Объемы переработки должны быть огромными, а потому на спутнике Земли предстоит построить самую настоящую промышленность, иначе доходы не покроют расходы. При таких вводных становится понятно, что людям нужно разрабатывать транспорт, способный работать в сверхэкстремальных условиях. И если вы представляете себе грузовики или даже гусеничные трактора, ползущие по реголиту, то заблуждаетесь: такая техника не справится с работой на Луне.
Причин тут много: и отсутствие атмосферы, и низкая гравитация, и постоянное космическое излучение. А самая большая проблема – это тот самый лунный грунт.
Дело в том, что за 4,5 миллиарда лет его верхний слой превратился в пыль. Но если на Земле из-за постоянного движения воздуха частицы все время трутся друг о друга и постепенно сглаживаются, то на Луне ничего подобного нет. Отсутствие атмосферы там делает пыль очень опасным веществом: ее частицы острые и представляют собой настоящий абразив. А отсутствие влаги дает еще один эффект – она электростатична и мгновенно притягивается к скафандрам, оборудованию и вообще любому предмету. Техника, движущаяся по реголиту, будет поднимать пыль, которая станет забиваться в узлы и агрегаты, очень быстро превращая их в никуда не годный хлам.
Чтобы снизить негативное воздействие, было принято неожиданное решение – построить на Луне железную дорогу. И лучше всего, если поезда по ней будут двигаться на магнитном подвесе, не касаясь ни грунта, ни полотна. Маглев (система магнитной левитации) – идеальное решение для Луны. То самое отсутствие воздуха, которое не дает использовать здесь другой транспорт, будет помогать "летающим поездам". Во-первых, они не будут испытывать сопротивления атмосферы, а значит, для передвижения потребуется минимум энергии. А во-вторых, даже пролетая над реголитом на огромных скоростях, поезда не поднимут коварную пыль, буквально сжирающую все механизмы.
Конечно, в таком подходе есть и недостатки. И главный из них – в строительной технике, с помощью которой придется укладывать полотно. Ведь она будет традиционной, и работать ей придется в абразивной пыли. Ресурс у таких машин существенно сократится, их придется постоянно заменять новыми. А доставка грузов в космос – дело очень не дешевое.
Но обо всем этом речи пока не идет: инженеры пытаются спроектировать концепт, чтобы просчитать его плюсы и минусы. И тем не менее хочется верить, что в обозримом будущем по Луне действительно будут ездить поезда и наши потомки смогут купить билет от Моря Ясности до Моря Спокойствия.
Хотя…