Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Американские психологи исследовали черты личности, связанные с реакцией на грамотность письма, сообщает журнал PLOS One. Выяснилось, что интровертам неприятны опечатки, а на грамматические ошибки чаще обращают внимание менее доброжелательные люди.
Изучить связь между психологическими особенностями и реакцией на грамотность решили психологи из Мичиганского университета Джули Боланд и Робин Куин. С помощью краудсорсинговой платформы Amazon Mechanical Turk они набрали группу из 83 добровольцев.
Подопытным предлагалось вообразить, будто они ищут человека для совместного съема жилья, разместив объявление в интернете. Каждому из участников были отправлены 12 электронных писем, написанных от имени вымышленных потенциальных соседей.
В некоторые из сообщений были внесены явные опечатки, в другие – грамматические ошибки, третьи были составлены идеально. Прочитав письмо, доброволец должен был оценить автора. Письма с ошибками и опечатками производили в целом худшее впечатление, а их авторов подопытные менее склонны были принять в качестве соседей.
Этот эффект не был связан ни с возрастом подопытных, ни с уровнем их образования, ни с частотой использования электронных средств связи или привычкой к чтению. Интересно, что опечатки воспринимались в целом хуже, чем ошибки.
После участники группы заполняли опросник, который позволил оценить "большую пятерку" черт личности – экстраверсию, доброжелательность (способность прийти к согласию), сознательность (добросовестность), открытость опыту (интеллект) и нейротизм (эмоциональную лабильность).
Оказалось, что выраженность некоторых черт коррелирует со степенью негативной реакции на огрехи в тексте: интроверты воспринимали опечатки заметно хуже, чем экстраверты, а участники эксперимента с низкими показателями доброжелательности реагировали на грамматические ошибки резче, чем те, у кого по этому пункту были высокие баллы.
По мнению авторов, эта работа стала одним из редких указаний на важную роль характера человека не только в том, как он говорит (или пишет), но и в том, как воспринимает речь других.