Фото: ИТАР-ТАСС
Власти Москвы направляют около 70% бюджетных средств на развитие транспортной инфраструктуры. Значительная часть из них идет на совершенствование системы наземного пассажирского транспорта: он становится удобнее, быстрее, "умнее" и тише. О том, что делается в городе для пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев, читайте в материале M24.ru.
За последние 2-3 года система общественного транспорта в Москве заметно изменилась. Чтобы ускорить движение, в городе организовали выделенные полосы для общественного транспорта, создали несколько полуэкспрессных маршрутов, закупили новые скоростные трамваи. Для удобства маломобильных граждан подвижной состав обновляется с помощью низкопольных вагонов. Проезд становится комфортнее благодаря кондиционерам в салонах, а ожидание на автобусных остановках – за счет обогревателей и информационных табло. Кажется, не за горами времена, когда мука наземного путешествия из Бутово или Митино в центр города обернется мимолетным удовольствием.
Быстрые "выделенки"
Первая выделенная полоса в столице появилась на Волоколамском шоссе в июле 2009 года. Спустя полтора года на проспекте Андропова открылась еще одна спецполоса. В августе 2012-го власти решили просчитать эффективность нововведения. Оказалось, за год автобусы стали ездить на 30% быстрее. Неудивительно, что осенью прошлого года «выделенки» начали появляться по всему городу.
Сейчас столичные автобусы и троллейбусы могут проехать "с ветерком" по 157 километрам "выделенок". К концу этого года к ним добавят еще 40 км. Пять новых спецполос появятся на Ленинградском шоссе (от МКАД до "Сокола"), Большой Дорогомиловской улице (направление в центр, на всем протяжении), Люблинской улице (от проектируемого пр. №5396 до Волгоградского проспекта), проспекте Маршала Жукова – Звенигородском шоссе (от Крылатской улицы до улицы 1905 года и Дмитровском шоссе. Кроме того, в рамках реконструкции Ярославского шоссе обустроят по одной выделенной полосе в каждую сторону.
Участки для скорой езды появятся и на подмосковных трассах: жители области смогут быстрее добираться на работу из Химок, Балашихи, Лыткарино и Немчиново.
Прохладные и низкопольные
Чтобы сделать езду комфортной и менее утомительной, выделенных полос оказалось мало. Столичные власти всерьез взялись за обновление подвижного состава с помощью новых автобусов, троллейбусов и трамваев.
В итоге сейчас 65 процентов московских автобусов и 46 процентов троллейбусов являются низкопольными, так что ими могут пользоваться маломобильные граждане. Некоторые низкопольные автобусы поставили на замену традиционным маршруткам и оснастили системой "ГЛОНАСС", позволяющей сократить время ожидания транспорта в часы пик почти в два раза. Пилотным стал маршрут № 22: первые 9 автобусов начали курсировать в июле этого года. В скором будущем их планируется пустить по всем новым маршрутам города.
В феврале этого года Мосгортранс принял в эксплуатацию 263 новых троллейбуса, оснащенных пандусами и сиденьями для инвалидов, системами ГЛОНАСС, кондиционерами, а также аккумуляторами для автономного хода. Вскоре возможность автономного хода получат все столичные троллейбусы - это поможет им объезжать дорожные заторы и аварийные участки.
А к 2020 году планируется обновить и большую часть парка трамваев. В Москве закупили более 100 низкопольных вагонов нового типа, их поставки начнутся со следующего года.
Кроме того, столичный транспорт оснастили системами кондиционирования воздуха. Они работают в 70% автобусов и 20% троллейбусов в городе. Вычислить прохладный автобус можно по "снежинке" - наклейке на корпусе. Пассажирам предоставили не только приятные климатические условия, но и возможность контролировать температуру. Когда воздух в салоне нагревается выше 22 градусов, пассажиры могут попросить водителя включить кондиционер. Если водитель отказывается удовлетворить эту просьбу, москвичи могут смело звонить на "горячую линию" Мосгортранса - 8 (495) 950-42-04. Диспетчеру необходимо назвать номер маршрута, госномер транспортного средства и время поездки. По распоряжению руководства водителя автобуса оштрафуют.
Еще одно обновление касается электробусов: в департаменте транспорта рассматривают возможность пустить их по центру города. На автобусных остановках планируется зарядки для экологичного транспорта, которыми, кстати, смогут воспользоваться и владельцы электромобилей. Тендер на создание первой такой остановки планируют объявить уже в конце этого года.
Трамваи нового поколения
Улучшению экологической и транспортной обстановки будет способствовать и развитие трамвайного движения, которому в столице посвящена отдельная программа. В городе появится трамвай нового поколения. Он получит приоритет при проезде перекрестков: автоматизированная система управления светофорами будет включать зеленый свет при приближении трамвая, постоянно зеленый будет гореть для трамваев маршрутов номер 17, 6, 30, 15 и 23. Транспорт также станет менее шумным, для этого в столице проложат пути современной шумо- и вибропоглощающей конструкции. Ездить трамваи будут быстрее в среднем на 15-23 км/ч. Контролировать движение трамваев будут через единый диспетчерский центр с помощью системы спутниковой навигации.
Кроме того, в Москве собираются восстановить трамвайных часть линий, которые ранее были сняты, а также в столице откроют новые трамвайные маршруты. Некоторые из них уже известны. Это маршрут от района Северного через платформу "Лианозово" и метро "Алтуфьево" до метро "Медведково", от Чертановской улицы через метро "Пражская", Западное и Восточное Бирюлево в 6-й микрорайон Загорья, из района Метрогородок в Гольяново; от улицы Академика Королева до метро "Дмитровская" и от Курского вокзала через шоссе Энтузиастов в район Ивановское.
Полуэкспрессы
Новые полуэкспрессные маршруты появятся и у автобусов. Жители города смогут доехать в минимальным количеством остановок от МКАД до Белорусского вокзала, кинотеатра "Ударник" и станции метро "Площадь Ильича", из 1-ого микрорайона Щербинки до станции метро "Добрынинская" и из района Выхино-Жулебино к станции метро "Таганская".
Полуэкспрессы также будут следовать по маршрутам Северный - Савеловский вокзал, Каширское шоссе, дом18 - станция метро "Добрынинская", станция метро "Варшавская" - станция метро "Кунцевская" и Беловежская улица - Киевский вокзал.
Оценить прелесть полуэкспрессных маршрутов уже успели пассажиры автобусов номер 901 – 904.
Остановки нового поколения
Инновационные технологии уже начали проникать на столичные остановки. Например, на станциях "Ясенево" и "Планерная" появились информационные дисплеи, которые сообщают пассажирам ближайшее время прибытия автобуса.
"Умные" остановки также оснащены видеокамерами, платформами и поручнями для колясочников. К середине октября Мосгортранс подключит к сети 558 "интеллектуальных" остановок.
Кроме того, прошлой зимой на потолках остановок в Щукино появились первые обогреватели. Они были оснащены датчиками движения и включались, только если рядом появлялись люди.
Новый вид остановок, выступающих на проезжую часть, появится на Пятницкой улице. Конструкции должны обеспечить подъезд общественного транспорта по прямой линии. Они уже получили название экспериментальных антикарманов.
Система слежения и ночные поездки
В скором времени москвичи смогут точнее рассчитывать маршрут и время в пути, используя специальные приложения для смартфонов. Власти хотят создать систему, позволяющую отслеживать общественный транспорт по всему маршруту.
Кстати, перемещаться по Москве на общественном транспорте можно будут даже ночью. В городе планируют пустить 12 ночных автобусов – по числу линий метро. Они будут курсировать от центра до периферии города. Например, с Пушкинской площади до Бутова или Митино.
Билеты и тарифы
Наконец, со 2 апреля 2012 года в Москве ввели новые билеты на общественный транспорт. Москвичам предложили сразу несколько видов новых билетов. Среди них - билет "90 минут", по которому можно совершить одну поездку на метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте в течение полутора часов; универсальная карта "Тройка" для всех видов общественного транспорта и билет "Единый", также действующий и в подземке, и на земле.
С 1 августа изменились тарифы на проезд в наземном общественном транспорте. Москву поделили на две тарифные зоны. В зоне А оказались территория "старой" Москвы за исключением небольшого участка муниципального образования "Кунцево" и Новомосковского административного округа. В зону Б попали Зеленоград, Троицкий административный округ и участок "Кунцево".
Жителям Новой Москвы предложили пользоваться новыми проездными изумрудного цвета для поездок на автобусах внутри своей зоны. Стоимость билета составляет от 25 рублей за 1 поездку до 750 рублей за 60 поездок. В зоне А, включая Зеленоградский административный округ, будут действовать "желтые" проездные "ТАТ" для проезда в наземном транспорте по территории "старой Москвы", а также "Тройка", "Единый" и "90 минут". Для проезда в между зонами москвичам необходимо приобрести новый "серый" проездной (45 рублей за поездку) или использовать билет "Единый".