Новости

Новости

01 июля 2016, 18:30

Общество

В ногу со временем: школа глазами учителей

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Учебный год закончился, а значит, пора подводить итоги. В прошлом месяце корреспондент m24.ru узнавал, как изменилась школа в глазах детей. Теперь очередь за учителями. Влияют ли новые технологии на успеваемость школьников и как за последние годы изменились функции педагога – читайте в материале.

Наталья Вячеславовна Гуськова, ГБОУ №13 49. Учитель начальных классов

Школа меняется, бесспорно. Во многом стало проще технически выполнять какие-то задания и поручать их детям. Хотя в нашей школе нет такого масштабного оснащения, как в других школах, у нас не везде есть интерактивные доски и так далее, но из-за того, что дети знакомы как раз со своими гаджетами – у всех есть и компьютеры, и ноутбуки, и смартфоны, – стало проще работать.

И творчески получается работать, и дети с удовольствием осваивают знания вместе с техническими новшествами. Потому что молодежь более подкована в этом всем, это не доставляет им никаких трудностей. И они с удовольствием учатся, идут в ногу с техническим прогрессом.

Не могу сказать про успеваемость, так как в первом классе у нас не было оценок. Тут главное то, что у детей сохраняется интерес к школе.

Ни для кого не секрет, что начальная школа вообще этим не страдает, дети учатся с удовольствием. И что-то происходит с ними чуть-чуть позже. Вот мы пытаемся выяснить, на каком этапе они теряют интерес к знаниям – когда знания становятся оторванными от жизни?

"Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности"


В начальных классах такой проблемы нет. Дети с удовольствия учатся, выполняют все работы. Они очень любят индивидуальные проекты, подключают к этому родителей, родственников. И если сравнивать мой класс сегодня с прошлым выпуском, первые с удовольствием делают то, что для предыдущих ребят было новинкой. Например, интервью взять, анкету создать, какие-то памятки или же подготовить для обучения собственные схемы и наглядные пособия.

Учителю остается внедряться и через детей воспринимать окружающую обстановку. Функции учителя меняются. Если раньше педагог должен был рассказать и проверить, то сейчас нужно направлять детей, идти вместе с ними.

Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности. Потому что многие знания доступны сейчас и без учителя: интернет, поездки с родителями – а дети привозят из своих путешествий целый багаж знаний.

Учителю приходится развиваться и быть каждый год разным, чтобы дать те знания, которые ученики больше нигде не получат.

Если говорить про свой класс, то приятно и отрадно осознавать, что нет у них какого-то одного предмета, которым бы увлекались все вместе. Многим ближе математику, кому-то русский язык, большое количество детей любят окружающий мир. Я это связываю с интересом к жизни, потому что окружающий мир – это предмет обо всем. То, что дети сейчас видят, и какие возможности им дает школа – дорогого стоят. Например, если в голове у детей откуда-то возникли проекты, значит им это интересно.

У нас мальчик в этом году настолько углубленно изучал, как и что движется, что вдруг у него возник вопрос: а может ли вода стать источником топлива для ракеты. И вот он проводил свое исследование. Конечно, пришел к выводу, что это невозможно, но, тем не менее, когда изучал это, много дополнительной информации разузнавал, структурировал, ребятам показывал.

Такие вещи ничем незаменимы. Они хоть в программе и не стоят, но методы проектной деятельности, которыми сейчас овладевают все учителя по новым государственным стандартам, позволяют расширить процесс и сделать его интересным, подвижным в ногу со временем.

Конечно, еще рано им выбирать профессию, но есть те, кто уже о чем-то мечтают. Например, есть у нас в классе Слава Дунаев. Он очень любит камни, это у него с первого класса, и все ребята знают о его хобби. Не могу с уверенностью сказать, геологом он будет или нет, но ему уже сейчас кажется, что он будет с этим связан. Он и рассказывает ребятам то, чего нет в программе. Они его слушают, готовят свои проекты. Он организует игры какие-то и ребята видят, что это очень интересно, когда человек влюблен в какое-то дело.

Есть девочки, которые ручным трудом занимаются, им кажется, что они будут шить, вязать. Если говорить о новых профессиях, то мальчикам очень хочется быть связанными с IT-технологиями. Космонавтами хотят стать, но это единицы. Нет такого, как раньше, когда мальчики – летчики, девочки – балерины. Компьютерные направления очень их интересуют.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Ольга Анатольевна Назарова ГБОУ №13 49. Классный руководитель 5 класса

Школа меняется в мире технологий и это естественный процесс. Для детей это данность. Если мы к этому привыкали, то для детей это нормальное существование.

Естественно, изменился и образовательный процесс, и сами дети. Но я не считаю, что это изменение, как многие думают, к худшему, что дети стали зомбированными с этими гаджетами. Нет, если умело использовать информационные технологии, то можно и с гаджетами работать. Это интересно, увлекательно и они только будут помогать образовательному процессу.

Сложно судить, от чего повышается успеваемость – от внедрения технологий в образовательный процесс или нет, но мне кажется, это является вспомогательным средством для современного урока. Без проектной деятельности, без использования интерактивной доски, а соответственно без почты, без интернета сложно представить современный урок.

Мы, педагоги, должны соответствовать потребностям детей, их уровню. Правда, не всегда то, что ученики владеют гаджетами, говорит о том, что они умеют ими правильно пользоваться. Ребят тоже нужно учить этому – добывать правильную информацию, выбирать самое нужное из огромного потока.

Все зависит от того, для чего используется гаджет. Если только как средство развлечения и досуга, тогда да, он мешает и успеваемости, и личностному росту в целом. А если он используется с умом, и ребенка научили правильно пользоваться гаджетом в целях добычи информации, создания какого-то продукта, той же презентации, видеоролика, тогда это только способствует улучшению образовательного процесса и улучшению успеваемости. Поэтому все должно быть в меру и все должно быть с умом.

Сейчас я мало могу представить свой урок без интерактивной доски, потому что я активно использую все эти технологии и внедряю проектную деятельность, а это требование современного урока. Конечно, я могу и веду уроки без интерактивных досок, но это будет уже не столь наглядно, зрелищно, эффективно и продуктивно. Всегда должно быть сочетание и того, и другого урока. Мне интерактивная доска очень нравится и очень помогает. Мы уже столько интересных проектов сделали с ее помощью.

"Роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая"

Известно, что учитель сейчас не столько наставник, не столько человек, который передает знания, он скорее учит и направляет. Он должен направить ребенка так, чтоб тот смог сам добыть информацию, неважно, по какому предмету и направлению. Мы должны научить их учиться. Поэтому роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая.

До этого я выпустила 11-классников, которые поступили в лучшие университеты страны и выбрали разные профессии – начиная от дипломата и заканчивая дизайнером. Выбор профессии зависит от личности и характера, наклонности и способности ученика.

Сейчас у меня немножко другой класс. Много детей творческих, которые занимаются живописью, музыкой, актерским мастерством. Вот сейчас дети в классе более творческой направленности, как мне показалось.
Это зависит и от особенности ребенка, и от среды, и от семьи. Если, например ребенок изначально растет в творческой семье, предположим ,бабушка – художница (есть у меня такая девочка в классе), то конечно же, он вырастает на этом и у него проявляются такие способности. Но не обязательно.

Все зависит еще и от склада ума – есть дети только интеллектуальные, математические, гуманитарные, творческие. Это нормально. С этим интереснее работать.

Я в этом году проходила много курсов по IT- технологиям, участвовала в конкурсе и стала финалисткой. Я поняла, что детей всегда можно заинтересовать, но все должно быть дозированно, в меру.

Все-таки, большую роль играет личность учителя – сможет ли он этим заразить, сможет ли он правильно использовать технологии. Например, не просто из урока в урок смотреть ту же экранизацию как наглядное пособие – это не совсем интересно. А, предположим, сделать видеоролик по сказкам Пушкина или проект о поэзии, – это интересно, продуктивно и значимо.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Учитель химии лицея №1580 Кубышев Сергей Сергеевич. Классный руководитель 11 класса

В мире высоких технологий школа меняется, меняются и дети. Но не могу сказать, что вижу сильные изменения в своих учениках. У нас школа при МГТУ имени Баумана, поэтому я не уверен, что гаджеты повлияли именно на учебный процесс.

Конечно, в быту дети ими пользуются, и пользуются гораздо быстрее и активнее, чем мы. Но это нормальный тренд, дети более восприимчивы ко всему новому. То есть, если нам с классом нужен какой-то адрес в Москве, когда мы идем на экскурсию, дети находят его гораздо быстрее, чем я.

"Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями"


У нас достаточно классический подход к образованию, и сказать, что в каждом классе есть интерактивные доски и уроки проходят только с ними, – нельзя. На мой взгляд, это правильно, потому что многие задачи в высокой математике, высокой физике нужно решать с детьми мелом на доске. Для младшей школы, наверное, процесс информатизации – вещь более наглядная и более уместная.

Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями. В нашем лицее так было всегда. У нас очень большую роль играет самостоятельная работа, и мы всегда существовали на неформальных взаимоотношениях с учениками, поэтому нам даже проще, чем другим школам.

У нас из года в год в районе 65-75 процентов поступают на различные факультеты МГТУ имени Баумана. Остальные дети обычно идут на похожие факультеты других вузов. В основном они выбирают точные, естественные науки. Несколько человек уходят в биологию, химию, в гуманитарные институты, поступают на экономические факультеты Высшей школы экономики, но в сравнении с выпуском в 420 человек – а в этом году именно столько выпускников, – это считанные единицы.

Почти вся моя жизнь в школе – это уже эпоха ЕГЭ. Успеваемость – это ежедневная работа. ЕГЭ – это разовый текст. Я, например, к ЕГЭ по своему предмету отношусь очень положительно. Потому что если ты химию не знаешь, ты ЕГЭ по химии не сдашь. Он проявляет знания всех детей по всей стране. У нас в школе стандартно высокие показатели ЕГЭ. По всем предметам в среднем мы имеем выше 70 баллов. Довольно много стобалльников по русскому языку, математике, информатике, физике.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Учитель английского языка школы № 1494 Мухина Евгения Львовна. Под своим руководством выпустила 11 класс

Разумеется, дети изменились. Как не меняться, если вместе со временами года меняется мир вокруг них. И школа пытается соответствовать этому миру – миру цифровых технологий. Высоких технологий.

Что касается материальной базы школы, то сейчас появились интерактивные доски, видеосистемы, медийные связи и установки. А дети лучше нас во всем этом разбираются. Они гораздо быстрее адаптируются к этому.

Успеваемость детей зависит от многих факторов: от самого ребенка, от окружения, в котором он находится вне школы. Если речь идет об учебном процессе, очень многое зависит от учителя, от учебной программы, которую он выбирает и предлагает, насколько он пытается коррелировать учебный материал, соответственно тому, что есть вокруг. Словом, то, что называется идти в ногу со временем.

Если делается такой апгрейд, педагог понимает, что без технологий уже нельзя, и правильно это подает, то ребенок видит в гаджетах уже не только средство развлечения, нот и то, что позволяет ему познавать. Я думаю, что во многих школах это делается успешно.

При этом функции самого учителя, я думаю, никогда не изменятся. Есть две крайности во взгляде на образование с использованием высоких технологий. Есть позиция, что учителей никто, никогда и ничто не заменит, и не нужны никакие технологии. И есть позиция, что учителей с легкостью можно заменить любым гаджетом или другим новым технологическим средством или процессом.

"Если педагог понимает, что без технологий уже нельзя, и правильно это подает, то ребенок видит в гаджетах уже не только средство развлечения, нот и то, что позволяет ему познавать"

Я думаю, что ни то, ни другое не верно. Учитель обязателен как лицо эмоциональное. Человек – представитель того же вида, что и ученики, который находится в классе, говорит с ними на одном языке. Контакт эмоциональный, контакт живой души никогда не будет заменен средствами техническими. Но технические средства могут весьма облегчить и ускорить процесс обучения.

Если говорить о выборе учениками профессий, а я могу судить по своим детям, которых я только что выпустила, то уклона в какую-то одну сторону нет. В любом классе, любом микросоциуме, любом сообществе есть люди, склонные к инженерно-технической деятельности, а есть люди, склонные к занятиям гуманитарным.

У меня в классе часть детей увлеклась компьютерными технологиями – они выбирают что-то, связанное с информационным полем. Часть детей интересовалась математикой и выбирала соответствующие вузы.

К сожалению, в моем классе не было детей, которые выбрали бы биологию или медицину. Но в школе их достаточное количество. Многие дети выбирают языки и гуманитарные направления. Может быть, по сравнению с прошлыми годами, меньше детей идут в юриспруденцию.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика