Родители школьников постепенно привыкают к тому, что они постоянно что-то должны школе: сделать, купить. Учителя, в свою очередь, нередко считают, что это к ним предъявляют завышенные требования. Колумнист m24.ru Анна Кудрявская-Панина о том, как много все ждут друг от друга.
Фото: YAY/ТАСС
– А можно сразу назвать всю сумму и разойтись по домам? – этот риторический вопрос с неизменным хохотком задавал в начале каждого родительского собрания папа одного из одноклассников моего сына под дружный смех большинства собравшихся и осуждающие взгляды родительского комитета.
Нет, назвать сумму сразу было нельзя, ее еще предстояло выстрадать в течение пары часов.
Большинство родителей не без содрогания вспоминают часы, проведенные в школе на родительских собраниях, где 10% времени уделялось разговору об образовательном процессе, а остальные 90% посвящались обсуждению того, сколько нужно сдать денег на бесконечные нужды и как еще физически и материально поучаствовать в жизни школы.
Например, отмыть кабинет после ремонта, постирать шторы, помыть окна, одним словом, приготовить класс к новому учебному году. Недавно в одной из соцсетей мама школьника возмутилась тем, что ей предложили (как и другим родителям) прийти и вымыть класс к 1 сентября, даже рассказали, что классный руководитель уже собственноручно вымыла один из шкафов. Мама негодовала и просила совета, куда жаловаться и жаловаться ли, да и вообще, что делать, когда творится такой произвол?
Я подумала: наверное, первый ребенок и первый класс, – потому что бывалых родителей такой просьбой, не терпящей отказа, не удивишь.
Конфликт ожиданий. Школа ждет, что родители помогут там и в том, где у самой школы по каким-то причинам не хватает ресурсов. А родители делятся в таких случаях на четыре основных категории.
Первая категорически против такого рода помощи: школы получают финансирование, в них есть уборщицы, пусть они и занимаются мытьем всего, что нужно помыть. Вторая против такой помощи физически, но готова поучаствовать материально: "Давайте скинемся и наймем клинеров, сделают в лучшем виде". Третья против финансовых вложений, но готова засучить рукава: "Да кто лучше мамы вымоет парту своему ребенку?! Уборщица тряпкой, которой в сортире мыла вам там много намоет!"
И последняя – готовая на все: скажут скинуться, скинемся, скажут прийти помыть, придем помоем. Еще один конфликт ожиданий: каждая группа считает свою точку зрения единственно верной и ждет от других безоговорочного согласия с ней.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Когда я окончила школу, то была уверена, что уж к тому моменту, когда учиться пойдут мои дети, в школе многое изменится. Многое и изменилось. Но только не то, что касается родительского участия. Разве что великий и ужасный родительский комитет теперь не обзванивает всех причастных, чтобы сообщить очередную важную новость или обозначить очередную нужную сумму, а пишет в чате в вайбере или вотсапе.
В 90-е чаще всего ремонт в классе делали родители. И материалы покупали за свой счет, и малярными и прочими работами занимались сами. Чуть позже, когда жизнь стала побогаче, отделаться стало можно только деньгами, чтобы нанять бригаду. Раньше, когда все знали, в какой денежной яме находятся школы, большого сопротивления и не было.
Сейчас с финансированием стало лучше, в школах это признают, но "деньги-то, конечно, выделены, но их хватит только на стены, а нам бы еще и пол поменять, но мы просить вас права не имеем, поэтому это только если у вас будет желание помочь как в рамках благотворительности". В этих же рамках меняются парты на более удобные, покупаются жалюзи, светильники и так далее, и тому подобное, потому что что-то финансирование просто не предусматривает, а тех денег, что выделяются на остальное, хватает лишь на не самое качественное.
Причем произносят его чаще даже не учителя, а родители из "идейной" третьей группы. Чистой воды манипуляция, призванная заставить всех несогласных с их позицией почувствовать себя плохими родителями, не желающими палец о палец ударить ради счастья и благополучия собственных детей.
Из-за бесконечных поборов и манипуляций смешиваются и одинаково раздражают действительно необходимые траты и траты необязательные. Просто их немыслимо много: учебные пособия, кулер с водой и стаканчики, пресловутый ремонт, украшение актового зала или класса к празднику, деньги на охрану и подарки – бесчисленное множество подарков: детям на дни рождения, педагогам на День учителя, Новый год, 8 марта, последний звонок, выпускной, дни рождения и так далее, и так далее, и так далее. И каждый, безусловно, в этом списке выделит сам, что действительно необходимо, а что условно.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Ожидания касаются не только материального и физического участия. Учителя ждут в школе вежливых и опрятных детей с выполненным домашним заданием, и если это не так, вина вменяется родителям. Но и родители ждут из школы хорошо воспитанных детей, полных знаний и с отличными отметками в дневнике. И если это не так, кто виноват?
И аргумент педагогов "это же ваши дети, разве вам безразлично их будущее/знания/успехи" заставляет многих родителей корпеть вечерами напролет вместе с детьми над домашними заданиями, на чем свет костеря школьную программу, в которой не всегда удается разобраться человеку даже с двумя высшими образованиями. А многие родители вообще считают изжившей себя практику домашних заданий: "Учиться нужно в школе!". А эти бесконечные поделки в младшей школе? Ярмарка родительских умений и тщеславия.
Учителя пишут в дневнике красным замечания не так одетым, причесанным, разговаривающим детям. Не так, по их представлениям о прекрасном и Уставу школы. А если родитель видит все это иначе, это его проблемы, он должен наступить на горло собственным взглядам и вкусам и подчиниться. Но родитель первоклассника и родитель выпускника не смогут одинаково эффективно воздействовать на ребенка, чтобы донести ему школьные ценности.
Вы никогда не замечали, что многие учителя и родители ведут себя на родительских собраниях не как равные партнеры, а каждый пытается показать, кто главнее? Часто ли вы на собрания слышали разговор конкретной мамы с учителем на тему, как помочь понять ребенку его предмет, а сами часто о подобном говорили? А ведь это как раз тема, которую и стоит обсуждать родителю и преподавателю, одному как стороне, лучше всего понимающей ребенка (в идеале), второму как стороне, способной помочь.
На самом деле ответить на вопрос кто и кому что должен в отношениях "семья-школа" однозначно невозможно. Всегда ли легко отличить оправданные ожидания от завышенных и разрешить конфликт интересов? Как быть? Ломать копья часами на родительских собраниях? Жаловаться в "Спортлото"? Убеждать всех жить по идеальной картине, когда каждый занимается своим делом: государство финансирует, педагог учит, родитель воспитывает, а уборщица моет кабинет? Если все это нереально и неэффективно, то нам остается только искать компромиссы и учиться договариваться, хотя и это зачастую оказывается малореальным и неэффективным. Нужны диалог и объединение усилий двух сторон ради "наших же детей", а не дележка ответственности с выяснением, кто и кому что должен и как с этим справляется.