Фото: ТАСС/Коротаев Артем
С 2011 по 2015 годы в Москве построили 250 новых школ и детских садов. Вместе с этим увеличилось количество учащихся, активно развивается инфраструктура образовательных учреждений.
На прошедшем в столице мероприятии по случаю празднования Дня учителя Сергей Собянин вручил награды заслуженным педагогам столицы. В этом году знаки отличия из рук мэра города получили 43 человека.
Получившая награду "Заслуженный учитель города Москвы" учитель русского языка и литературы гимназии № 1517 Елена Карчина рассказала о том, какие изменения произошли в школе, и о том, насколько комфортнее стало работать педагогам и учиться школьникам.
Русский язык и литературу Елена Карчина преподает уже более 30 лет. Как и все в детстве, играла в школу, а потом игра переросла в крепкую любовь к своему делу.
"Было решение поступить по совету учителя русского языка и литературы на факультет журналистики. Но как-то так получилось, что поступила именно в педагогический вуз, именно на филологический факультет. И я нисколько не жалею, что осталась в этой профессии, что работаю в этой профессии. Всегда любила литературу, вот, наверное, это и определило мой выбор", – рассказывает Елена Карчина.
Ученики
К своим ученикам, как, пожалуй, любой педагог по призванию, Елена Карчина относится с трепетным вниманием и уважением. Отмечает, что современных школьников отличает повышенная сознательность к своему будущему.
"Современные дети мне очень нравятся тем, что они по-хорошему рациональны и сознательны. Они прекрасно понимают, что если сегодня они не вложат в свое будущее обучение, не сделают задел в будущее, то у них ничего не получится. Вот чего не было, может быть, в предыдущие годы", – говорит она.
Конфликты среди учеников тоже случаются, но опытный педагог может помочь найти выход из любой спорной ситуации.
"Конфликты бывают, безусловно. Особенно в средней школе, это 5, 6, 7, 8-е классы. Конечно, бывают какие-то ситуации, которые нужно решать. Помогают беседы с учениками. Помогает уважительное отношение к той и другой стороне, дети учатся решать конфликты. На каком-то этапе, если нужно, привлекаем родителей и администрацию, если конфликт зашел далеко. На первых порах – своими силами", – делится Елена Карчина.
Новые технологии
Развивать интерес к учебе и заинтересованность в результате ребятам во многом помогают различные методики, которые в большом количестве внедряются в столичных школах.
Так, за последние четыре года был полностью обновлен компьютерный парк школ. Сегодня образовательный процесс осуществляется с применением 160 тысяч компьютеров и ноутбуков, 28 тысяч мультимедийных проекторов и 17 тысяч интерактивных досок.
Сами педагоги тоже стараются не отставать от своих учеников.
"Безусловно, я положительно отношусь ко всему новому и стараюсь быть в курсе всех нововведений. То есть если нужно оканчивать курсы – оканчиваю курсы. В самом начале это были курсы компьютерной грамотности, когда ввели информационно-коммуникативные технологии", – рассказывает Елена Карчина.
Педагоги отмечают, что новые инструменты для обучения положительно влияют на весь процесс. У воспитанников развивается повышенный интерес к учебе, возрастает мотивация.
"Во-первых, это дает возможность повысить мотивацию самого обучения, то есть вовлечь обучаемых сознательно в деятельность. Дает возможность представить на уроке максимально наглядно материал и индивидуализировать процесс обучения за счет наличия заданий разного уровня", – говорит Елена Карчина.
Большое распространение в последнее время получили интерактивные тесты и диктанты.
Такие диктанты представлены, например, на сайтах Городского методического центра и портала "Грамота.ру".
Нужно перейти на сайт и выбрать диктант, соответствующий теме, которую проходят в классе. Школьник самостоятельно работает с диктантом, после чего нажимает кнопку "проверить". После электронной проверки ученик получает объективную оценку своей работы: количество вопросов и количество правильных ответов.
Нововведения появились и для родителей учеников.
Так, следить за безопасным передвижением ребенка они могут с помощью специальной электронной карты, которая есть у всех столичных школьников. Это персональное удостоверение и платежный инструмент. Отчеты об использовании карты приходят родителям прямо на мобильный телефон.
Вырвать страницу из дневника или замазать двойку у школьников тоже больше не получится. Оценки ученики получают в электронные дневники и журналы. От бумажных уже отказались больше трети московских школ.
Экзамены
Форма сдачи выпускных школьных экзаменов поменялась уже давно. Школьники постепенно привыкли к Единому госэкзамену, и педагоги отмечают, что ученики стали относиться к выпускным экзаменам ответственнее. И не только из-за жесткого стороннего контроля.
"Чтобы не списывали, помогает беседа с ребятами, помимо тех мер, которые принимаются образовательными структурами. Можно хорошо подготовиться, если ты систематически работаешь", – уверена Елена Карчина.
Говоря о своем предмете – русском языке, Елена Карчина отмечает среди положительных сторон ЕГЭ то, что у ребят есть хорошая возможность подготовиться к экзамену.
"Сочинение не каждый ребенок напишет, у нас же была раньше одна форма сдачи экзамена – сочинение. Сейчас русский язык сдают все, большая часть ребят сдает положительно. Есть возможность ребенку подготовиться и набрать большее количество баллов, чтобы поступить. Ребенок не испытывает стрессовое состояние, у него есть возможность подготовиться", – рассказывает она.
Ссылки по теме
- Задачи и перспективы: как изменилось столичное образование за пять лет
- Московская школа № 57 вошла в тройку лучших в России
- Сергей Собянин назвал столичные школы лучшими в стране
Итоги ЕГЭ показывают, что растет число выпускников с высокими результатами.
Так, доля выпускников, набравших 220 и более баллов, увеличилась с 14,3 процента в 2011 году до 30 процентов в 2015 году.
В 2015 году более 600 школ подготовили победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, что составляет более 90 процентов всех школ города.
Строительство
За четыре года было отремонтировано три тысячи образовательных учреждений, капитально отремонтировано более тысячи зданий. В каждой школе организованы охрана и видеонаблюдение, контролируется качество питания.
Всего за 2011-2015 годы было построено 63 новые школы и пристройки к существующим школам и 187 детских садов.