Наш корреспондент побывал в редком учебном заведении – объединении каскадеров "Мастер", где растят новые поколения трюкачей. О тонкостях профессии и трюке в горящем костюме читайте в сетевом издании M24.ru.
Стать крутым, научиться выполнять головокружительные трюки, да при этом еще и сниматься в кино – несбыточная мечта любого мальчишки. Лично меня она посетила в начале 80-х, после просмотра ленты "Пираты XX века". Ах, как хотелось, подобно героям фильма, лихо расправляться со злобными бандитами, спасать беззащитных женщин и в качестве бонуса получать восхищенные взгляды сверстниц! Но на каскадеров в СССР тогда не учили – трюкачами как правило становились профессиональные спортсмены. Да что уж там говорить, трюков в отечественном кино тоже было не очень много, и мы часто видели в титрах сообщение: "автор комбинированных съемок - такой-то". Словом, с каскадерским делом было слабовато.
Сегодня же любители приключений могут официально получить в России каскадерское образование. Например, в объединении каскадеров "Мастер", по окончании которого юные трюкачи (многие из них происходят из неблагополучных семей) идут в большое кино. Кстати, некоторые ребята остаются работать здесь дальше - передавать опыт следующим поколениям.
База объединения находится в долине реки Сетунь. Сразу при въезде бросается в глаза, что место это необычное: "вздыбленный" старый БТР, машины военного времени, стилизованные под старину въездные ворота – словом, помесь военной части и средневекового замка. Дождь, слякоть – все вокруг на редкость хмуро. Впрочем, это не мешает пейнтболистам отстреливать друг дружку за специальной сеткой – сейчас здесь проходит чемпионат среди столичных университетов, в нем участвуют 120 команд и 1200 человек. Но мы приехали смотреть не на пейнтбол.
В офисе две юные девушки тренируются в фехтовании. Олесе 20 лет, Ане 23. Несмотря на юный возраст, они уже профессиональные каскадеры, успевшие поучаствовать в съемках. Смотришь на их выпады – и невольно вспоминается старый фильм про мушкетеров и любимый герой девушек Михаил Боярский. Спрашиваю, что привело их сюда.
- Да, захотелось чего-то необычного, чего в обычной жизни не встретишь.
- А в жизни ваши навыки помогают?
Отвечают, что да – в гололед. Парни-сверстники относятся к увлечению подруг с уважением. Все же они больше двух лет профессионально занимаются каскадерством.
Поговорив с нами, девушки продолжают тренировку, "рубятся" на совесть. Шпаги со звоном скрещиваются, кажется, вот-вот – и кто-то получит травму. Но техника безопасности здесь на высоте. За ней следит бывший администратор Андрей Белявцев, теперь заведующий учебной частью начальной трюковой подготовки.
Тут же присутствует и руководитель "Мастера" Игорь Панин. Спрашиваю его, есть ли ограничения по возрасту при приеме в школу каскадеров.
- Да у нас занимается дедушка вместе с внуком, - отвечает он. - И ничего, справляются. Мы много занимаемся патриотической работой с молодежью. Вот недавно приехали из Волгограда, там, как вы знаете, проходило грандиозное шоу. Мест для зрителей не хватало! Все стремились посмотреть на выступление.
На этом Панин откланивается (работа руководителя такого беспокойного хозяйства не оставляет времени на досужие разговоры), а я начинаю готовиться к собственному трюку. Моя задумка – проехаться на горящем мотоцикле. Аппарат незнакомый и, чего греха таить, здорово побитый, тяжеловатый для меня. Да и рычаг тормоза находится в непривычном месте. После тренировочного заезда, приземлившись на асфальт – и довольно ощутимо, – решаю оставить рискованное занятие и попробовать "гореть пешком", то есть без транспорта, на "своих двоих".
Идем в примерочную, где Петя Акимов извлекает целый ворох спецодежды. Прежде чем облачиться в огнестойкий костюм, необходимо снять с себя все синтетическое. Натягиваю на ноги две пары специальных термостойких кальсон и пару таких же фуфаек. Манжеты кальсон тщательно заправляются в носки (недавно один трюкач недосмотрел и получил легкие ожоги ступни). Сверху идут специальные куртки и другие элементы одежды, в которых я становлюсь похожим на неуклюжую куклу, с трудом передвигающуюся по помещению. Перед выходом на улицу мне вручают смоченный водой специальный шлем (наподобие тех, что носят бойцы спецподразделений, но гораздо плотнее) и толстые перчатки, тоже смоченные водой.
Выйдя на улицу, я в шутку предлагаю одному из членов съемочной бригады прикурить от меня. Предложение отклоняется. Шутки-шутками, а температура горения напалма, которым меня сейчас намажут, – 800 градусов. В моем распоряжении будет от силы 3 минуты на весь трюк.
Мне объясняют, как будут поджигать костюм, показывают направление, в котором предстоит двигаться, и, главное, точку "прихода" - место, где я должен упасть ничком и ждать, пока пламя погасят огнетушителями.
Минуты ожидания перед трюком ни с чем не сравнишь: внутри становится тихо-тихо и хорошо. Мне говорят: "Как скажут "Пошел!", иди по маршруту; почувствовал слишком сильное жжение – сразу падай, мы тебя потушим. Понял? Готов? Пошел!"
И я иду. Мне кажется, что в своем неуклюжем, пылающем костюме я напоминаю Терминатора из второго фильма. Но кино "кином", а спину начинает припекать. В последний раз делаю круг почета и падаю в нужном месте, раздается шипение огнетушителей. Трюк окончен. На всякий случай с меня сдергивают верхнюю робу. Говорят, что пар от моей спины так и валит. Выдыхаю адреналин. Хорошая профессия – трюкач, но уж больно нервная.
В помещении девушки-шпажистки без всякого стеснения начинают меня разоблачать. Даже ботинки снимают. Сам бы не смог – костюмчик больно жестковат. Как приятно в моем возрасте, когда тебя раздевают молоденькие девушки! Но все, основной костюм снят, а он кальсон и фуфаек приходится избавляться самостоятельно.
Напоследок спрашиваю ребят, зачем им это надо.
- Ты такого нигде ни за какие деньги не купишь.
Кстати, о деньгах. В России каскадеров страхуют в зависимости от жадности продюсера. А вот в США страховки меньше миллиона долларов для трюкачей не бывает.
Уезжая, думаю: занятная профессия, непростая, но страшно затягивающая. А утром обнаруживаю на себе ссадины и ушибы – падение с мотоцикла даром не прошло. Завязывать надо с трюками. А жаль.
Дмитрий Кафанов