Фото: ИТАР-ТАСС
В 2014 году сделать домашнюю работу можно будет с помощью интернета или через смартфон. Как рассказали M24.ru в издательстве "Просвещение", к 2014 году приложения к учебникам будут выполняться не на дисках, а на специальном защищенном интернет-портале, а также в виде мобильного приложения.
"Версии для смартфонов будут входить в комплекты онлайн-приложений к учебникам", − заявил директор по информационным технологиям издательства Илья Товбин.
Московские власти закупают учебники с электронными приложениями, начиная с 2012 года. Однако до сих пор предпочтения отдавались книгам с дисками. На закупку учебников ежегодно тратится порядка 1 млрд рублей. В проекте бюджета на 2014 год на эти цели выделено почти 1,2 млрд рублей, аналогичные суммы запланирована и на 2015-2016 годы.
По словам Товбина, доступ к онлайн и мобильной версии обучающих интерактивов будет обеспечен с помощью защищенного сайта. Школы получат обычные учебники, в которых будут записаны логин, пароль и уникальный ключ для подтверждения приобретенной лицензии. "Главным преимуществом новой технологии является возможность оперативно обновлять программы, к тому же снимается риск, что школьник не сможет выполнить задание, поскольку потерял или испортил носитель учебной информации", − отметил Товбин.
Источник, близкий к издательству, пояснил, что мобильные разработки, как и интернет-версии практических заданий, появятся для каждого предмета и для всех классов, включая младшие. Он отметил, что на мобильные устройства будут перенесены не только отдельные функции, такие, как контурные карты или словари, но весь учебник.
В закупках учебной литературы с электронными приложениями на будущий учебный год столичные власти будут отдавать предпочтение именно учебникам с интернет-версиями практических заданий, заявил M24.ru директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Осин. "Диски – это все-таки уже устаревающая технология, школьникам необходимы универсальные приложения, чтобы на них можно было зайти и с компьютеров, и с планшетов, оснащенных любой операционной системой. В этом плане обучающий интерактив, размещенный на сайте, безусловно, более гибкая технология", − пояснил Осин.
Чиновник отметил, что электронные приложения дают школьникам множество дополнительных возможностей. Виртуальная реальность позволяет посетить интерактивную экскурсию по Лувру, провести опыт, препарировать лягушку, "вырастить" колосок пшеницы, поучаствовать в химическом производстве на заводе или понаблюдать за работой ядерного реактора. Приложения, в основном, используются школьником для выполнения домашних работ. "В школе ни одна технология не сможет заменить учителя. Книги, пособия – это инструмент самостоятельной работы", − отметил Алесандр Осин. Для оживления учебного процесса в классах сейчас используются интерактивные доски, для них разработаны специальные программы.
Многие столичные школы, не дожидаясь официальных поставок, начали использовать открытые онлайн-приложения в своей работе. "Наши педагоги сами подбирают и рекомендуют детям сайты с интерактивными заданиями, которые есть в свободном доступе в интернете", − рассказал директор Центра образования №548 Ефим Рачевский. По его словам, интерактивные приложения уже прочно вошли в школьную жизнь и показали себя хорошим союзником и для школьников, и для учителей.
Председатель Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин полагает, что перед новой закупкой к интерактивным приложениям следует присмотреться повнимательнее. "Безусловно, школа не должна стоять на месте, и развитие интерактивных форм обучения это очень важный шаг для столичного образования, но сам рынок учебных программ еще практически не изучен", − пояснил эксперт.
Интерактивные приложения к бумажным учебникам – это первый шаг к новой форме изучения школьной программы. Следующим шагом должен стать полностью электронный учебник. В прошлом году столичное правительство выделило по 5 млн рублей грантов 11 компаниям на создание таких пособий. Они были опробованы в 60 московских школах, а сейчас проходят доработку с учетом пожеланий преподавателей и учеников.
По словам Александра Осина, не все издательства решили вопрос о способе распространения электронных учебников. Он должен сочетать высокую степень защиты авторских прав и доступность контента для любых устройств.
Дарья Миронова