Декабрь славится предновогодней суетой: хочется успеть на детские елки и выполнить годовой план на работе, однако дается все это не всегда легко. В тот же момент знакомые могут рассказывать вам, как они продуктивно и успешно проводят последний месяц года. Зачастую это вызывает раздражение, смешанное с завистью, и втягивает в гонку за личными победами. Как не сгореть в таком соревновании, расскажет психолог, ведущая терапевтических групп МГИ Анна Девятка.
Недавно встретилась со своей молодой коллегой Еленой, чтобы вместе попить кофе в обед. Когда я подошла, она сидела с толстым ежедневником и что-то усердно в нем чертила. Оказывается, Лена составляла список всего, что нужно сделать в декабре, и как раз дошла до цифры 50 в своем перечне. Психологи любят списки: нас хлебом не корми, дай что-то спланировать да распределить дела по значимости. Но 50… И для Лены это было только начало.
В предновогодней горячке легко сгореть, завалив себя активностями и в конечном итоге доведя до тревожных приступов – не самые праздничные обстоятельства. Давайте разберемся, что же необходимо сделать, чтобы избежать негативных последствий.
Отложить идею успеть все
Первое, что нужно знать, – декабрь надо завершать в спокойном темпе, учитывая накопленную за 12 месяцев усталость. Новый год работает как конечная точка для подведения итогов и оценки удовлетворенности собой. Недовольство, излишняя самокритика нагоняют тоску и побуждают выжать из декабря все соки.
Это может сработать, если предыдущие 11 месяцев человек провел в подготовке к такому стрессу. Например, ранее договорился о повышении, а по достижениям уходящего года его утвердили на новую должность. Но если предыдущие месяцы вы от души филонили и наслаждались безделием, попытка нагнать упущенное в декабре приведет к обострению психосоматики, снижению иммунитета на фоне стресса и травмам из-за перегрузок.
Один из серьезных признаков переутомления – человек становится рассеянным: чашки начинают падать из рук, увеличивается количество мелких аварий по типу "не заметил столбик", и тому подобное. В общем, чтобы до этого не доводить, идею успеть все до конца года лучше отложить.
С небес на землю
Прежде чем приступить к планированию декабря, посчитайте количество дней, когда вы планируете что-либо делать. Их далеко не 31, как многие могли бы подумать. Примерно с 25 декабря все начинают разъезжаться и погружаться в семейные дела, а работа уже мало кого интересует. Поэтому спросите себя: до какого числа я готов быть активным?
Например, моя коллега Лена в силу юношеского пыла думает, что сможет работать до 31 декабря, вытесняя другие заботы и усталость. А я в свою очередь предлагаю ей понаблюдать за собой, потому что "думать, что так будет", и сверяться с реальностью "комфортно ли, нравится ли, хочу ли" – совсем разные вещи.
Из того количества дел, что вы определили, вычеркните 30% на непредвиденные обстоятельства и отдых. Вот теперь перед вами реальная картина, отвечающая на вопрос: "Сколько времени у меня есть до Нового года?" Только после этого можно приступать к планированию декабря.
Чужие дела – до свидания!
После всех подсчетов должно получиться от 14 до 21 активного дня, которые можно спланировать в своих целях. Теперь самое время создать список дел, опираясь на запас времени на случай болезни или плохого настроения. Кстати, рутинные заботы тоже должны удержаться в графике. Декабрь не повод отказываться от спорта, массажа и процедур по уходу за собой. Именно поэтому нужна административная работа: ранжирование дел, их делегирование и в целом определение того, какие задачи мои, а какие чужие.
Для начала нужно написать вообще все цели на декабрь, что придут в голову. А после этого нам понадобится пять важных рекомендаций:
- Вычеркните дела, которые можно перенести на следующий год. Например, многие женщины ходят в салон красоты не 30 декабря, а 5 января, чем здорово экономят себе нервы и семейный бюджет.
- Вычеркните необязательные дела, навязанные кем-то. Они вызывают чувство тревоги, учащенное сердцебиение и мысли: "Надо успеть, надо успеть". Но если задать себе вопрос, кому это все нужно, можно удивиться, что ответ лежит в сфере отношений с другими людьми. Подруге надо, например, или сестре. Помогать всем чудесно, но нужно знать меру. Главное, вежливо сказать нет, и как это сделать, мы разбирали в одном из предыдущих материалов.
- Спрашивайте себя: "Что будет, если я не сделаю ту или иную задачу?" Если ответ вызывает незначительное беспокойство, а последствия невелики – смело вычеркивайте нагрузку из графика. А когда это по тем или иным причинам невозможно, просто перенесите дело на дальние даты.
- Помните: один в поле не воин, и уж тем более в предпраздничной суете. Подумайте, кого вы можете подключить к решению своих забот, и сделайте это. Доставка еды, онлайн-шопинг, клининг, сборы ребенка в детский сад – те дела, которые легко разделить с родными и близкими. А когда вы продвинулись в распределении обязанностей, позвольте себе занять позицию организатора и дирижируйте оркестром помощников.
- Напоследок выделите и перепишите на отдельный лист 10 дел, которые очень важно сделать до конца года. Именно на них и стоит удерживать фокус внимания. Это поможет отслеживать результаты и чувствовать себя довольным.
Наша задача – подойти к Новому году, сохранив силы на катание на коньках, посещение спектаклей и романтические прогулки по заснеженной украшенной Москве. Именно для этого у нас есть декабрь, а не для того, чтобы упахаться и свалиться в праздники без сил.