В Японии казнили основателя запрещенной в России секты "Аум Синрике" Тидзуо Мацумомто, известного как Секо Асахара. Вместе с ним повесили еще шестерых членов секты. Все они были замешаны в организации газовой атаки в токийской подземке, при которой погибли 13 и пострадали 6,3 тысячи человек.
Мы спросили экспертов, как распознать сектантов, а бывшего члена "Аум Синрике" – о том, как он попал в секту и смог выбраться.
фото: Tsugufumi Matsumoto/AP
Популярнее, чем в Японии
В России секта действовала под разными названиями с 1990-х. У нас она завоевала довольно большую популярность. Основатели "ставили" на Россию, часто ездили сюда и вкладывали много денег в развитие организации. В РФ она была популярнее, чем в Японии, отмечает член Союза журналистов, религиовед Михаил Табак. Там у Асахары было около 10 тысяч приверженцев, а в России – 30–50 тысяч.
Весной 1992 года нашу страну посетил сам Асахара. Он встречался с политическими и религиозными деятелями, читал лекции в МГУ, МИФИ, МГТУ имени Баумана, МГИМО и других ведущих вузах.
После официальной регистрации секты в Москве на стадионе "Олимпийский" проводились массовые медитации с вовлечением новых членов.
В январе 2000-го деятельность "Аум Синрике" в России свернули, но она возродилась под названием "Алеф" – по первой букве семитских алфавитов. Часть членов перешли в организацию "Хикари-но Ва". Только в 2016 году, после нескольких уголовных дел против руководителей, секту признали террористической организацией и окончательно запретили в РФ.
Сейчас определить точное количество приверженцев Асахары сложно, отмечают эксперты. "По Конституции, человек имеет право исповедовать любую религию. Даже если человек верит в святую табуретку – это его личное дело, главное – чтобы закон не нарушал. Хотя в последнее время законодатель очень внимательно наблюдает за некоторыми религиозными явлениями и может квалифицировать их как противоправные", – пояснил Гайдуков.
Руководителей секты "Аум Синрике" казнили в Японии
Как распознать сектантов
"Первый признак секты – пропагандирование какого-то превосходства одной группы над другой по какому-то признаку. Например, это могут быть женщины, входящие в секту, которые отказываются от своего имущества и половой свободы, – объясняет адвокат, старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов. – Асахара объявил себя пророком, чуть ли не Иисусом Христом, и пропагандировал скорый апокалипсис". Эксперт напомнил, что они покушались не только на простых граждан, но и на чиновников. "В Японии были точечные убийства. Это то, что у нас называется экстремизмом", – добавил он.
Другие признаки секты – призывы к свержению конституционного строя, официальных властей, пропаганда нацизма и террористических актов.
Как правило, секты имеют классическую пирамидальную структуру (очень жесткие структуры военизированного типа). Там есть лидеры – учителя, которым надо подчиняться без всяких оговорок. Учитель может приказать сделать все, что угодно.
Конечно, все замешено на деньгах. Члены секты обязательно отдают движению значительную часть своих доходов. "Сложность заключается в том, что привлечь членов секты по какой-то уголовной статье очень сложно. Трудно разграничить добровольное пожертвование. Например, человек может пожертвовать свою квартиру и церкви. Завещать какой-нибудь религиозной организации свои деньги или накопленное состояние никому не возбраняется", – отметил религиовед Михаил Табак.
В сектах применяют серьезные методы психологического воздействия. Тут они нацелены на отъем имущества и абсолютное подчинение. Люди погружаются в религиозный психоз. "Родители могут заметить, что их ребенок перестал заниматься общественной деятельностью, ходить в институт, кино, целыми днями читает мантры, его мысли заняты одним и тем же. Это отражается и на внешнем облике – например, он может резко похудеть и так далее. Или человек может выносить ценное имущество из дома: в этом случае нужно выяснить, куда он это все несет, и подвергнуть организацию проверке", – советует специалист.
"Пока был монахом, выполнял 300 заповедей"
Фото: alexkich/depositphotos
О своем опыте в секте "Аум Синрике" рассказал 37-летний москвич по имени Денис.
"Тогда эта секта не была официально запрещена в России. Они выступали по телевидению и радио. Я попал через знакомых, пришел заниматься йогой и постепенно втянулся. На встречах мы выполняли физические, дыхательные и духовные практики – йога, цигун. Основатель секты утверждал, что взял из мировых практик самое эффективное", – сказал Денис.
Мы практиковались каждый день. Члены секты делились на просто верующих и монахов ("самана"), которые полностью отрекались от мирской жизни. Я тоже стал самана. Четыре года я соблюдал примерно 300 заповедей. Это воздержание от секса, мяса и много другое.
Нам нужно было также проводить работу с населением, заманивать туда людей. Считалось, что чем больше людей ты приведешь к спасению, тем лучше. Они обещали, что каждый человек, следовавший учению, получит энергетическое освобождение и просветление души.
Члены секты должны были жертвовать – как утверждалось, не для секты, а для тебя самого. Это шло в зачет. Я приносил небольшие деньги, а мои знакомые отписали секте квартиру на Арбате. Учение состояло из нескольких уровней доступа с практиками разной сложности. Я достиг примерно второго уровня.
Я был монахом четыре года и в какой-то момент понял, что нет никакого продвижения, и лучше я не становлюсь. Пока я был в секте, привел туда шесть человек и всех их увел оттуда.
Организация стала известна по всему миру после того, как в 1995 году ее члены распылили в токийском метрополитене отравляющий газ зарин. Приказ отравить людей отдал сам Асахара. Он уверял, что нужно уничтожить всех грешников перед финальной борьбой добра и зла.
Сектанты и до теракта, и после него готовились к концу света – ядерной войне, которую, по их мнению, должна была начать Япония против США в конце 1990-х – начале 2000-х.
Асахара ждал в тюрьме исполнения приговора 14 лет, пока не поймали и не осудили его главных сподвижников.