Новости

Новости

14 декабря 2017, 00:04

Общество

Интервью за 50 рублей. Чем живут бездомные в Москве

Социальные патрули круглосуточно ищут в Москве бездомных. Их цель помочь бомжам и рассказать о центрах, где им могут оказать поддержку. Корреспондент портала Москва 24 провел день с таким патрулем и узнал, с кем сталкиваются соцработники на улицах.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Полевая работа

Мы уже писали, какую помощь оказывают бездомным в Центре социальной адаптации им. Е. Глинки на Иловайской улице. Некоторые бездомные приходят туда самостоятельно, остальных с их согласия привозит социальный патруль.

Сотрудники патруля работают круглосуточно и реагируют на каждое сообщение о людях, занимающихся бродяжничеством. Ежегодно таких звонков поступает порядка 5000.

Всего в Москве работают 75 сотрудников на 28 автомобилях. Еще 42 человека – это пешие бригады, которые работают в метро вместе с полицейскими и службой безопасности столичной подземки.

Телефоны "Социального патруля": 8(495)720-15-08; 8(499)357-01-80

За прошедшие девять месяцев в метро нашли 3710 бездомных, из которых 1361 доставили в ЦСА им. Е. Глинки, 369 госпитализировали в экстренном порядке, 957 помылись и привели в порядок себя и свои вещи, еще 75 отправили домой (у них на самом деле было постоянное место жительства). Остальным было предложено оформиться в центре, пожить какое-то время и найти работу, но они отказались.

Как в Центре социальной адаптации имени Е. Глинки помогают бездомным снова вернуться к нормальной жизни – читайте в нашем репортаже.

Чтобы посмотреть, как работают сотрудники центра в полях и пообщаться с теми, кто совсем недавно попал на улицы, мы отправились патрулировать их вместе с сотрудниками центра. Первая остановка – Курский вокзал.

У каждого вокзала стоят автобусы для обогрева бездомных. Они собираются ближе к вечеру, уже после того, как закончился их "трудовой день".
Сотрудник соцпатруля

Поскольку у самого вокзала бездомных в светлое время суток не так много, мы пошли в Нижний Сусальный переулок. Там в здании №4 бездомным предлагают пройти санобработку, получить медицинскую помощь и горячее питание.

Первое, что бросается в глаза – то, как сильно отличаются четная и нечетная стороны улицы. Прерывистая полоса посреди проезжей части выглядит так, словно это – пунктирная линия между теми, у кого есть дом, и теми, чьим домом стала улица.

С одной стороны – хипстеры, которые ходят между модными ресторанами в штанах на два размера меньше (даже при минусовой температуре). С другой – огромная толпа бездомных в мешковатой одежде, жмущихся друг к другу, словно они и не бездомные вовсе, а обычные московские пингвины.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Каждый четвертый готов получить помощь

Из почти 13500 бездомных, которых удалось найти за девять месяцев 2017 года в Москве, порядка 68% – приезжие из других регионов страны, около 18% – иностранцы, а остальные – бывшие жители столицы.

Среди постояльцев ЦСА имени Е. Глинки живут известные артистки, исполнявшие музыку на главных сценах страны. Как они туда попали, читайте в нашем репортаже.

Казалось бы, если Центры социальной адаптации работают так хорошо, почему на улицах столько бездомных? Ответ прост: большинство из них – пьяницы, привыкшие вести бродяжнический образ жизни. Поэтому из 13500 человек на оказание помощи согласились только 2900.

Для остальных бутылка горячительного важнее комфортных условий жизни. А раз центры социальной адаптации не принимают бездомных в состоянии алкогольного опьянения, выход остается только один – весь день сшибать на стакан, чтобы вечером скинуться с товарищами и устроить застолье где-нибудь на чердаке.

Стоило бездомным увидеть журналистов, как они тут же разделились на два лагеря: первые прикрыли лица и удалились, другие же, более предприимчивые, стали предлагать интервью за деньги. Сначала за 200 рублей, потом за 100.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

В итоге стоимость беседы упала до 50, а когда выяснилось, что у меня с собой не было наличных денег, согласились пообщаться бесплатно. А я уж боялся, что достанут терминал для оплаты по банковской карте.

Мы не можем забирать их в центр насильно, только с их согласия. Те, кого вы здесь видите, в большинстве своем – пьяницы, которых мы видим далеко не впервые.
Сотрудник соцпатруля

"Как бы вам ни казалось, что своими деньгами вы поможете им выжить, это неправда. Если они останутся без уличного заработка, у них не будет выбора, кроме как обратиться за помощью к нам", – сказал сотрудник соцпатруля.

Подтверждение этих слов не заставило себя долго ждать. Спустя пару минут к нам подошел хорошо одетый мужчина, которого я сначала принял за обычного прохожего. Чистый, в новой куртке, а на ногах – кроссовки New Balance. Точно такие же я хотел купить с ближайшей зарплаты.

Я три месяца жил у вас на Иловайской. Потом меня выселили и все – дальше сам действуй. Возвращаться я не собираюсь.
Бездомный в New Balance

Мужчина рассказал нам, как в 2000 году проходило расселение старого дома, и ему вроде как должна была достаться квартира. Однако этого не случилось, потому что на тот момент у него был паспорт советского образца (спустя девять лет после развала Советского Союза). Затем он и вовсе его потерял, так что пришлось восстанавливать документы. Кстати, не без помощи сотрудников центра на Иловайской.

По его собственным словам, на работу он устроиться не может из-за травмы, которую получил несколько лет назад. После кровоизлияния в мозг мужчине выдали справку о нетрудоспособности. Он достал ее из обложки паспорта, где вместе с ней лежали СНИЛС и банковская карта.

Справку изучил один из сотрудников социального патруля. Перед тем, как прийти на работу в центр, он почти 15 лет проработал на скорой. Как выяснилось, никакого ограничения по трудоспособности не было – мужчина получил адекватное лечение и запросто мог устроиться на работу. Но, вероятно, не хотел этого делать.

Я раньше часто встречал такие диагнозы. Обычно они были у тех людей, которых мы забирали с квартир в нетрезвом состоянии. Выпил, пошел в туалет, потерял сознание и ударился головой обо что-то. Обратили внимание на цвет лица? Серый, как земля. Скорее всего, его и из центра выгнали за пьянство.
Сотрудник соцпатруля

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Почему приехавшие на заработки остаются

Многие нынешние московские бездомных – люди, которые приехали в поисках источника доходов, но по тем или иным причинам с доходами у них не срослось.

Один из них – Юрий. Он перебрался в Москву из Волгограда вместе с женой, какое-то время работал на стройке и жил в общежитии. Однажды мужчина, по его словам, потерял паспорт и из-за этого разругался с супругой.

Дело в том, что я поругался с женой и домой мне нет смысла возвращаться. Я с ней жить-то не буду уже, правильно? А квартира ее. Мириться не хочет.
Юрий
бездомный

Юрий рассказал, что комната, в которой они с женой жили в Волгограде, была куплена на сертификат материнского капитала, так что получить часть жилого помещения даже при разводе он не сможет.

На предложение сотрудника социальной службы отправиться домой за счет организации мужчина ответил, что там его ждет та же участь, что и в Москве. Поэтому ехать обратно в Волгоград он не видит смысла: в Москве подъезды теплее.

Певица из электричек

Бывает и так, что люди попадают на улицу, даже если формально им есть, где жить.

Мила – девушка с действительно трагичной судьбой. В свои 24 года она получает пенсию по инвалидности и каждый день поет в электричке.

Мила не употребляет спиртное, ведь у нее есть маленькая дочь. Она хочет стать для нее хорошей мамой, увидеть, как девочка пойдет в школу. Поэтому Мила сторонится вредных привычек: вкупе с ВИЧ-инфекцией, которой она заражена уже не первый год, они могут развеять ее мечту по ветру.

Девушка оказалась на улице из-за ссоры с родителями. По ее словам, пьющие родители постоянно забирали у нее пенсию, а после – выставляли за порог.

Они начали со мной скандалить, что типа: "Иди работай". Живут на мою пенсию, мать постоянно в алкогольном опьянении, почти не выходит из запоя.
Мила
бездомная

Поскольку всю пенсию Мила отдает родителям, ей не остается ничего, кроме как развлекать людей в электричках пением и стихами. За день она собирает около 2 тысяч рублей, большая часть из которых уходит на содержание дочки.

В школу отдам ее, вырастет она у меня, нормальная будет. Ее зовут Настя. Ее у меня в роддоме хотели забрать. Я сказала: "Не отдам, это мой ребенок".
Мила
бездомная

Несмотря ни на что, Мила надеется, что однажды ей все-таки удастся помириться с родителями и вернуться в родной дом вместе с дочерью. А пока девушка в свободное от работы время помогает таким же, как она, бездомным.

Я лучше как-нибудь с божьей помощью сама разберусь. Даст бог, уладится этот конфликт. Я сейчас нахожусь в трудовом доме и помогаю людям, попавшим в эту ситуацию, выйти из нее, чтобы они встали на ноги, адаптировались.
Мила
бездомная

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Добровольцы у Ярославского вокзала

Помощью бездомным занимается множество общественных организаций. Чтобы вся подобная деятельность была максимально организованной, с 2014 года за зданием Ярославского вокзала работает Пункт срочной социальной помощи.

В нем работают 23 добровольные организации. За девять месяцев этого года в нем бездомным раздали почти 120 тысяч порций еды.

Кроме того, на территории центра есть обогреваемые тенты и биотуалеты, а сотрудники социальной службы и полиции дежурят здесь круглосуточно.

Подробнее о том, как люди попадают в Центр социальной адаптации, читайте в репортаже портала Москва 24. О своей повседневной жизни постояльцы центра также рассказали нашему корреспонденту.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика