Почему сапсаны больше не живут на высотке МИДа, насколько они важны для города и из-за чего самых быстрых птиц в мире нельзя гладить − о жизни и охоте столичных соколов порталу Москва 24 рассказал начальник отдела сохранения биоразнообразия департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Сергей Бурмистров.
Люди еще в древние времена использовали соколов для охоты на дичь. В наши дни их популяция сокращается, поэтому птица занесена в Красную книгу Москвы и Красную книгу России.
Инкубатор для сапсанов
Чтобы сапсан не превратился в столице в вымирающий вид, департамент природопользования в Год экологии запланировал провести мероприятия по восстановлению популяции этой редкой птицы.
По заданию департамента в ФГБУ "ВНИИ экологии", подведомственном Минприроды институте, в начале года от четырех родительских пар было получено больше 15 птенцов сокола-сапсана.
Из этих птенцов после отбора экспертной комиссии 15 выпустили в естественную среду обитания. Подросшие птенцы позже заселили столичные здания, но сначала предстоял кропотливый процесс их выхаживания.
Сами родители не слишком долго высиживали яйца: большую часть времени яйца находились в инкубаторе. И в начале года свет увидели маленькие соколята.
"Все-таки это не утки и не курицы, которые несутся круглый год. Для сапсанов это достаточно редкое явление, потому что птица крупная, птица редкая, требующая воли и свободы перемещения", – поделился Сергей Бурмистров.
Несмотря на то что птенцы рождались в неволе, специалисты делали все для того, чтобы у них сформировалось правильное отношение к окружающей среде.
И хоть при рождении эти милые пушистые комочки выглядят так, что сдержаться и не погладить их практически невозможно, делать это строго запрещено.
"Самое главное для птенца, да и не только для птенца, а для любого другого дикого животного, – это первое впечатление. Поэтому их даже кормили через специальные отверстия в боксах, чтобы не думали, что человек – это родственник", – рассказал Сергей о тонкостях процесса.
Новоселье в Кремле
После того как птенцы немного подросли и сменили пух на оперение, их перевезли в боксы, заранее установленные в нескольких точках Москвы.
Среди них – Константино-Еленинская башня Кремля и крыша дома № 41 на Профсоюзной улице. Птенцов в Кремль "переселяли" в День эколога министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской и руководитель департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский.
Сергей Бурмистров рассказал, что, прежде чем птенцов выпустили на волю, они провели в новых боксах еще порядка двух недель. Это тоже часть технологии ассимиляции в естественную среду обитания.
"Сейчас подросшие соколы адаптировались, поохотились, посмотрели окрестности и скоро отправятся в теплые края на зимовку. Если следующей весной эти птицы вернутся, велика вероятность, что они поселятся именно в этих боксах", – поделился специалист.
При удачном стечении обстоятельств среди этих сапсанов могут появиться пары, и тогда боксы увидят уже следующее поколение птиц.
Но, разумеется, бывшие соседи по "яслям" не станут жить вместе, как в общежитии, по пять разнополых птиц в боксе. Поэтому такие конструкции устанавливают и в других высотных зданиях Москвы – тех, где, скорее всего, поселятся сапсаны.
Несмотря на то что в столице достаточно много высотных зданий, не каждое из них подойдет для жизни сапсана.
"Если там постоянно будет кто-то ходить, птицы просто улетят. Им для спокойной жизни такие условия не подходят", – пояснил Бурмистров.
Примерно так получилось со шпилями здания МИДа и сталинской высоткой на Котельнической набережной. Когда-то там тоже жили сапсаны, но из-за замены шпиля в здании МИДа им пришлось улететь. Несмотря на это, после окончания ремонтных работ, птицы могут туда вернуться.
А в здании МГУ имени Ломоносова птицы живут уже давно. В этом году люди, которые следят за их обитанием, услышали голоса маленьких птенчиков. Оказалось, что у пары сапсанов родилось трое малышей. Их окольцевали, осмотрели и положили обратно в гнездо.
Экологический маркер
Сапсан находится на самом верху пищевой пирамиды, так что, если он где-то живет, все остальные слои флоры и фауны там в полном порядке.
В Москве сокол питается почти всем тем, что летает. Среди его рациона – вороны, голуби.
Грызунами вроде мышей и крыс сапсан не питается во многом из-за своего способа охоты – экстренно затормозить у самой поверхности земли на скорости свыше 300 км/ч не сможет даже такой мастер полетов.
Западный опыт
В беседе с корреспондентом Москвы 24 Сергей Бурмистров отметил, что департамент природопользования Москвы планирует продолжить работу по восстановлению популяции сапсанов. Он также поделился опытом западных коллег, которым удалось привлечь к сапсанам внимание простых горожан.
"В Америке, если на крыше вашего дома живет сапсан, то там обязательно устанавливают камеры и фотоловушки, которые в режиме онлайн транслируют изображение на плазму в фойе здания. Очень правильный подход", – рассказал эксперт.
Из столичных зданий, пригодных для заселения птиц, Сергей выделил небоскребы "Москвы-Сити", назвав их идеальным местом для жизни сапсана.
Соколиная охота
Сапсан – самая быстрая птица в мире, и ни один другой вид не может составить ему конкуренцию. Люди знали об этом еще в древние времена и использовали соколов для охоты на дичь.
На Руси соколиную охоту прозвали охотой великого верха не просто так. Дело в том, что у этих птиц есть важная отличительная черта – они не играют со своими жертвами в догонялки так, как это делают те же ястребы.
Сокол пикирует на свою добычу сверху, развивая скорость свыше 300 км/ч и подсекает ее острыми, как бритва, когтями. Выглядит это действительно зрелищно, поэтому соколиная охота была широко распространена по всему миру и до сих пор остается одним из самых элитных видов спорта.
Подробнее о том, как охотятся на дичь с помощью сокола и где в столице можно подержать в руках живую птицу, читайте здесь.