"Киберпонедельник" — онлайн-аналог знаменитой "Черной пятницы", самой грандиозной распродажи товаров и услуг в мире. Сама традиция "дня гигантских скидок" в ритейле зародилась в США в середине 1960-х и получила огромную популярность во всем мире. Российский "Киберпонедельник", в котором в 2018 году участвуют 300 магазинов, пройдет 29 января. Читайте наш краткий гид по предстоящей акции.
Фото: ТАСС/Zuma/ТАСС/Rahel Patrasso
В 2018 году в России пройдет целых две таких акции, и обе 29 января.
Один "Киберпонедельник" совместно проводят РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) и РОЦИТ (Региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий"). Список магазинов-участников можно посмотреть на официальном сайте акции. Всего в ней участвуют 200 магазинов, а продлится она 24 часа.
Второй "Киберпонедельник" проводит Национальная ассоциация дистанционной торговли (официальный сайт этой акции – по ссылке).
Согласно данным НАДТ, участие в акции примут более 100 магазинов. На протяжении 72 часов пользователи смогут приобрести свыше 20 тысяч наименований товаров со скидками от 15 до 80%.
Что интересно, списки участников обоих "Киберпонедельников" пересекаются, часть магазинов есть и в том, и в другом списках.
В чем же смысл покупок во время "Киберпонедельника"?
На первый взгляд, они очевидны. В одном месте собрано множество товаров и услуг с существенными (и несущественными) скидками, что в итоге экономит время, расширяет выбор и дает возможность приобрести товары с дисконтом без еженедельного мониторинга магазинов.
На какие товары и услуги распространяются скидки?
Практически на весь потребительский сектор за исключением недвижимости и автомобилей. Это бытовая техника, потребительская электроника, одежда, обувь, парфюмерия, косметика, товары для дома, книги, еда, ювелирные украшения, автозапчасти, строительные и садовые инструменты, товары для спорта и пр.
На что дают самые большие скидки (до 80%)?
На одежду, обувь, товары для дома. Тут все понятно: магазины сбрасывают старые коллекции, и есть хорошая возможность присмотреть качественные вещи от известных брендов. Обычно, чем выше первоначальная цена, тем больше скидка.
Фото: ТАСС/Евгений Асмолов
Минимальные скидки, примерно 10–20%, дают на потребительскую электронику, причем наименьшие — на бытовую технику. Действительно, трудно ожидать восьмидесятипроцентного снижения цены на холодильник или стиральную машину со средним сроком работы 10 лет. С быстроустаревающими мобильными телефонами скидки повыше, но из-за высокой конкуренции и себестоимости это и так низкомаржинальный товар, на который в принципе сложно снижать цену.
Вообще, если говорить о потребительской электронике, то шанс натолкнуться на действительно большой дисконт есть, если магазин решил очистить склады и избавиться от устаревших и непопулярных моделей. Это, кстати, не значит, что они не заслуживают внимания.
Тем не менее, как ни парадоксально, но согласно исследованиям и опросам больше всего в "Киберпонедельник" покупают именно смартфоны, гаджеты, бытовую технику и электронику.
Чего надо бояться во время "Киберпонедельника"?
Всегда стоит опасаться недобросовестных продавцов. Отметим, впрочем, что натолкнуться на мошенников среди интернет-продавцов можно не только во время "Киберпонедельника". Более того, 29 января эти шансы даже уменьшаются, так как для участия в акции магазины проходят проверку организаторов.
Намного интереснее другая история. Во время проведения предыдущих "Киберпонедельников" несколько магазинов уличили в фейковых скидках. Схема проста: за пару недель до акции цена на товар поднимается, а затем во время акции рисуется "большая и красивая" скидка.
По данным исследования "Яндекс.Маркета" по итогам "Киберпонедельника" в 2016 году, чаще продавцы давали скидки на неходовой товар, чем на популярный, а востребованные модели чаще вообще дорожали. Например, среди популярных моделей телевизоров со скидками продавались 8%, а на 19% цена, наоборот, выросла. Среди остальных моделей 11% стали дешевле, а 16% — подорожали. В итоге два варианта: либо средняя цена товаров в разных категориях незначительно снизилась, либо даже немного подросла.
Фото: ТАСС/Владимир Машатин
Это вызвало сильный негативный резонанс и в прессе, и в социальных сетях и, конечно, повредило имиджу "Киберпонедельника", так что в 2017 году организаторы более внимательно отслеживали подобные действия и исключали из акции недобросовестные магазины.
Например, вы видите 40-процентную скидку на кофемашину. Вы идете на "Яндекс.Маркет", смотрите предложения магазинов, не участвующих в акции, и динамику средней цены на эту кофемашину за последние шесть месяцев. После этого стразу становится ясно, стоит ли делать покупку во время акции или нет.
При сравнении цен на электронику важно обратить внимание на гарантию. У большей части потребительской электроники региональная гарантия, соответственно, "серый" смартфон, привезенный из Китая и растаможенный как соль (или вообще не растаможенный), будет дешевле официально поставленного в Россию, но гарантии на него не будет.
Так как в "Киберпонедельнике" участвуют магазины, в основном, с "белым" товаром, то корректно сравнивать их цену с такими же магазинами, но не участвующими в акции.
Подводя итог, скажем, что, безусловно, во время "Киберпонедельника" можно найти выгодные предложения и сэкономить, но не стоит сразу терять голову, видя скидку 80%. Нужно просто спокойно проверить, действительно ли эта товарная позиция так хороша, как кажется на первый взгляд. Займет это действие буквально пару минут.