В 2016 году частному музею советских автомобилей, что в деревне Черноусово Тульской области, исполнилось двадцать лет. На протяжении всего этого времени вокруг коллекции преимущественно советских автомобилей, собранных Михаилом Красинцом, не утихают споры. Уж очень неоднозначным представляется этот музей многим ценителям ретроавтомобилей.
Одни считают, что бывший работник завода АЗЛК, автогонщик-любитель Михаил Юрьевич Красинец смог увековечить целую эпоху советского машиностроения. Другие полагают, что он всего лишь свихнутый чудак, который, скупив по дешевке старые машины, сегодня отказывает коллекционерам и позволяет ржаветь раритетным авто в чистом поле. Что из этого является верной точкой зрения, и зачем Красинцу древние автомобили – расскажет автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин.
Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
Чтобы увидеть самую большую в России, а, возможно и во всей Европе, частную коллекцию советских машин прошлого века, а также для того, чтобы постараться понять философию не то коллекционера, не то "сумасшедшего", я отправился в тульскую глубинку. На мой взгляд, беседа с Красинцом вполне удалась и может по праву претендовать на интервью эксклюзивного характера. Впервые, "дядя Миша", как его величают в автомобильных кругах, ответил на очень неудобные вопросы, а также раскрыл замысел столь сомнительного собирательства автомобилей под открытым небом.
Городской сумасшедший
Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
Да, именно так называли в деревне Черноусово, а также в ее окрестностях, столичного жителя, который продал свою квартиру на Преображенке, а на вырученные деньги стал скупать и привозить на пустырь десятки старых машин. Однако это случится не сразу. Все начиналось в середине девяностых. Как вспоминает сам Михаил Юрьевич, тогда он был своего рода санитаром городских джунглей, которые, разрастаясь, выплевывали из своих скрытых запасников все эти редкие подгнившие автомобильные экземпляры. Под застройку гектарами сносились гаражи, в которых пылились дедушкины "Победы", "Москвичи" и старые "Волги". Потомки же их владельцев не знали, куда бы пристроить весь этот хлам, а потому Красинца встречали как родного и отдавали ему машины практически за копейки. По сто долларов, например, за "Победу". (Кстати сказать, сегодня рыночная цена подобных машин гаражного хранения варьируется от 50 тысяч до 2 миллионов рублей).
Сначала он попытался было ставить эти машины возле своего дома. Даже организовал клуб "Ретро-москвич". Но однажды всю его тогда еще скромную коллекцию раритетных авто за одну ночь вывезли и пустили под пресс. Тем не менее, Михаил Юрьевич решил не сдаваться, а просто изменить тактику. Так, собственно, и было принято решение о продаже столичной квартиры и последующем переезде в родные места его супруги, в деревню Черноусово.
Здесь бескрайние просторы российской глубинки позволяли свободно разместить десятки машин. Так и повелось. Красинец стал привозить сюда свои раритеты. Одни приезжали своим ходом, других притаскивали на "вилке".
Вскоре под открытым небом выстроились в ряды сотни машин советской эпохи. А над всей этой огромной стоянкой под открытым небом появилась самодельная деревянная табличка "Музей в Черноусово".
Коллекция 20 лет спустя
Музейные автоэкспонаты трогать и фотографировать разрешается. С 1996 по 2016 год в деревню Черноусово было привезено более 320 автомобилей. Помимо советских легковых и грузовых авто, здесь есть раритетные "Мерседесы", "Опели", "Форды". Припаркован и "Бьюик" 39-ого года выпуска. "Волги" и "Победы" расположены по годам выпуска. Собрано множество "Москвичей" всех поколений, целое семейство "Запорожцев", одиночные УАЗики, грузовые ГАЗы и ЗИЛы. Но особую ценность и гордость в коллекции Красинца представляют собой, конечно же, две неповторимые "Чайки": ГАЗ-13 и ГАЗ-14, а также вальяжные шестиместные "ЗИМы". Примечателен тот факт, что на каждую машину есть оригинальный паспорт технического средства.
Рельефы местности, как рубеж обороны
Конечно, многие автолюбители сегодня задаются резонным вопросом: если Красинец задумывал создать в Черноусове именно музей, то зачем ему понадобилось располагать его настолько далеко от цивилизации? К тому же к музею действительно крайне трудно проехать на обыкновенной переднеприводной "пузотерке". В Черноусово ведут две дороги. По каждой из них даже на внедорожнике лучше ехать в сухую погоду. Вероятность застрять слишком высока. Но в этом и кроется секрет и задумка коллекционера. В случае ограбления, а такая возможность не исключена, преступникам не удастся быстро ретироваться. Как полагает Михаил Юрьевич, за это время он успеет позвонить в полицию, и в ближайших населенных пунктах злоумышленников смогут перехватить. Как говорит мастер автомобильных дел, к нему всегда приезжают исключительно истинные ценители автомобильной старины. А путь этот, как он считает, и не должен быть слишком легким.
Философия коллекционера: публичная и реальная
Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
Разумеется, меня, как и других, волновал главный вопрос, который я при первой возможности задал "дяде Мише": зачем ему все это в таких масштабах. Но уверяю вас, далеко не многие когда-либо получили от него вполне внятный или убедительный ответ. Проще говоря, правдоподобный.
Обычно, он отвечает стандартно, что, мол, хотел сохранить автомобильную эпоху для потомков. Конечно, многие кивают головой, однако про себя сомневаются, потому как на достойный "сохран" здесь, и вправду уже мало что похоже.
На самом деле, в ходе откровенной беседы мне удалось узнать, что страсть ко всякого рода накопительству – это в крови, так сказать, семейное. В свое время, его отец собирал все что угодно: марки, значки, открытки и прочие модные штучки тех лет. Сам же "дядя Миша" еще в юности всерьез увлекался коллекционированием недешевых моделей железных дорог с игрушечными локомотивами и вагонами. Отказывая себе в мороженом, газировке и прочих детских соблазнительных шалостях, он покупал эти игрушки по восемь рублей за штуку. Поэтому копить что-либо всерьез и надолго он научился еще в детстве.
Вот и со своей коллекцией автомобилей он ушел дальше других, только что теперь со всем этим делать?
Однако, как мне показалось, Михаила Юрьевича не сильно мучает подобный вопрос. По всей видимости, он уже все для себя понял и решил. На публике, как и раньше он всерьез рассказывает о своих грандиозных планах. Якобы, у него вот-вот, например здесь, появятся ангары с подъемниками для ремонта, а здесь будет малярка для покраски машин. Но на самом деле... В кармане – пустота, а в руках – коса и не более. За все это время он вручную покрасил всего несколько машин. Домик ветшает, а реальных перспектив, как и солидных спонсоров, по-прежнему нет. Автомобилями он не торгует, ну разве что иногда, возможно, выручит на жизнь на продаже редких запчастей. И, собственно, все.
Столичная квартира продана, жить особо не на что. В траве, в принципе, гниет приличное состояние. Начать его распродавать? Но, как опасается Красинец, сегодня одни купят, завтра приедут другие, дадут по башке и просто ограбят. Черноусово – это четыре ветхих дома и никого вокруг. В этом случае и естественный рельеф местности не поможет. Что делать? Все бросить, махнуть рукой и уехать, но куда? К тому же, расстаться с коллекцией, означает расписаться в собственной слабости и недальновидности. Это значит похоронить мечту и смысл всей своей жизни. А к этому Михаил Юрьевич пока не готов.
Коррозия металла, как амнезия
Фото: m24.ru/Игорь Швыткин
Разумеется, одна автомобильная истина и в этой истории осталась непреложной и показательной: мало иметь тот или иной роскошный автомобиль, нужно иметь возможность его содержать. На это нужно не только желание и силы, но и деньги, а также время. То есть сам термин "стоимость владения автомобилем" еще никто не отменял.
Это относится и к коллекции Михаила Юрьевича, которую, при всем моем уважении к этому человеку, назвать именно "музеем" лично я не могу. Простите, но расставить машины в экспозицию пусть даже согласно их году выпуска в чистом поле – это не значит превратить обширную автомобильную стоянку под открытым небом в музей.
Ведь все же музей – это "учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов". Здесь же, про надлежащее "хранение", к сожалению, речь не идет. Не спорю, сама идея коллекционирования, а также спасения целой автомобильной эпохи от пресса, разумеется, была превосходной.
Дядя Миша привез в Черноусово более 300 автомобилей из которых десяток-другой, действительно, представляют собой уникальные образцы в силу появления в период сгинувшего столетия. Однако, что дальше?
Вывезти машины за 400 километров от столицы – это еще не спасти их от гибели. Увядание автомобилей и их медленное разрушение из-за погодных условий, а также длительного простоя – налицо. Да и вообще, как известно, любая машина жива, пока она заводится и ездит, то есть дышит. Увы, как мне стало понятно, 80 процентов черноусовских автомобилей не способны даже моргнуть фарами, в то время как Михаил Юрьевич утверждает обратное. И вот здесь-то и открывается тот самый тупик.
Мечта остается, планы тоже по-прежнему имеются, но по факту его стараний хватает лишь на то, чтобы покосить траву между машинами, да подробно рассказать приезжающим гостям про свои экспонаты. Не каждому "дядя Миша" признается, что по сути дело всей его жизни существенно осложняется безжалостной коррозией груды металла, в которую превращается его коллекция. Вместе с ней стирается и наше автомобильное прошлое. Скоро мы и не вспомним, что были у нас машины, которые ни в чем не уступали зарубежным.
Разумеется, коллекционеру тяжело быть немым свидетелем похоронной процессии, которая происходит ежедневно у него на глазах. Но, увы, он уже не в силах что-либо изменить. Сейчас он ищет несколько правопреемников его идеи. Однако, (конечно, дай Бог здоровья Михаилу Юрьевичу) вряд ли он найдет достойных при жизни. Вряд ли он поделится с кем-либо коллекцией, которая досталась ему потом и кровью.
Право на хобби
Фотогалерея
Вообще, в столь преклонном возрасте, не имея финансовых возможностей, уже трудно оставаться столь же ярым приверженцем своей идеи. Но признаваться, а тем более скулить по этому поводу, "дяде Мише", понятно, не хочется. Ему ничего не остается, как, оглядывая многочисленные каре своих авто, лишь наслаждаться тем, что он все же успел сделать – спасти машины от пресса. Он вправе почивать на лаврах.
Сегодня Красинец имеет ту коллекцию, ради которой он когда-то лишил себя и свою жену престижного столичного крова, а значит благ цивилизации и удобств. Это был его осознанный выбор и поистине жертвенный поступок. Тот самый поступок, который до него не совершал и не способен совершить ни один "здравомыслящий" автоблогер, автокритик или страстный коллекционер. Никто! Ни один из нас, питая дикую страсть к автомобилям, и сегодня бы не отважился на подобный шаг. Потому что и вправду для этого нужно быть немного сумасшедшим. А по сему, у Красинца есть полное моральное право, распоряжаться своим "богатством" по своему собственному усмотрению.
В схватке с равнодушием общества к раритетным отечественным авто, в бою с бездушными расхитителями и перекупщиками нашей автомобильной памяти, Михаил Юрьевич все же остался победителем. А победителей, как известно, не судят.