Фото: ИТАР-ТАСС
Московская область планирует в 2015 году запустить систему "Безопасный регион". Она предполагает установку нескольких тысяч камер видеонаблюдения, которые будут подключены к системе "112". Это позволит оперативнее реагировать на чрезвычайные ситуации и повысит раскрываемость преступлений, рассказал M24.ru министр госуправления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев. Камеры установят в местах массового скопления людей, в подъездах и дворах, автобусах, в магазинах, киосках, кафе и на рынках, в образовательных, медицинских, социальных, культурных учреждениях, на мусороперерабатывающих заводах, полигонах ТБО и в карьерах по добыче полезных ископаемых. Обязанность по установке камер планируется возложить на собственников инфраструктуры: автобусных перевозчиков, владельцев торговых точек и застройщиков.
Пока, как пояснили M24.ru в министерстве госуправления Подмосковья, конкретные цифры по количеству камер еще не определены. Создание системы "Безопасный город" может начаться в следующем году. Для анализа и хранения записей будут созданы ситуационный центр губернатора, региональный центр доступа к видеоинформации, муниципальные системы обработки и хранения данных.
Камеры будут связаны с системой "112", которую планируется запустить в Подмосковье до конца 2014 года. Ее суть в том, что жители, попавшие в любую чрезвычайную ситуацию, должны будут звонить по единому номеру – 112, а диспетчер сам направит к ним наряд полиции, "скорую помощь", пожарных или спасателей. Именно для реализации системы "112" и нужны камеры, чтобы диспетчеры могли вывести картинку с места ЧП на экран и передать информацию экстренным службам. Доступ к архиву видеозаписей будут иметь и сотрудники МВД, которые смогут просмотреть для расследования или профилактики преступлений. По мнению подмосковных властей, это должно повысить оперативность муниципальных служб и органов внутренних дел.
Установку и обслуживание системы видеонаблюдения планируется возложить на собственников объектов инфраструктуры. "В процедуры выдачи разрешений на открытие рынков, установку торговых точек и продажу алкоголя в Московской области включат требования по организации видеонаблюдения, - пояснил Максут Шадаев. - Допуск на региональные и муниципальные маршруты общественного транспорта будет выдаваться только тем транспортным средствам, которые оснащены камерами. Таким образом, основная нагрузка по установке систем видеонаблюдения ложится на собственников объектов инфраструктуры, торговых центров, парковок, автомоек, рынков, кафе".
Для организации подъездного и придомового видеонаблюдения предусмотрен целый комплекс мер. Застройщиков жилой и коммерческой недвижимости обяжут устанавливать камеры на объекте, иначе дом не примут в эксплуатацию. А кабельные и интернет-провайдеры получат льготные условия доступа к многоквартирным домам, если смогут организовать видеонаблюдение в подъездах.
В проекте постановления о создании системы "Безопасный регион" (копия имеется в распоряжении M24.ru) сказано, что образовательные, медицинские, социальные и культурные учреждения должны прописывать пункт об организации видеонаблюдения в контрактах на закупку интернет-услуг. Владельцев магазинов, киосков и кафе обяжут устанавливать камеры видеонаблюдения при выдаче разрешений на строительство и согласование схем размещения объектов торговли. Уже с января при согласовании паспортов антитеррористической безопасности на все торговые объекты, в том числе розничные рынки, будут учитывать требование об организации видеонаблюдения. Камеры должны будут поставить и организации, эксплуатирующие полигоны по приему коммунального мусора, мусороперерабатывающие заводы и недра местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень).
Камеры в местах массового скопления людей планируется размещать на углах зданий, опорах освещения и столбах. Они должны будут охватывать скверы, парки, детские площадки, подходы к кинотеатрам, театрам и вокзалам, крупные дорожные перекрестки и развязки. Камеры позволят совершать видеообзор и детализировать конкретное место, выбранное диспетчером. Их можно будет поворачивать, управляя из диспетчерского центра.
Подъездные и дворовые камеры должны охватывать вход в подъезд, черный ход, лестничный пролет и площадку перед лифтом на первом этаже, а также арки и детские площадки во дворе. Они будут распознавать лица людей, входящих в подъезд и на лестничную клетку. Лицо входящего должно занимать не менее 25% изображения. Подъездные камеры должны подсвечивать территорию инфракрасным лучом на расстояние четыре метра на улице и два метра в помещении.
В госучреждениях камеры должны охватывать территорию перед входом, холл первого этажа и сканировать лица входящих. На транспорте – подход и подъезд к остановкам, места продажи билетов, посадки и высадки пассажиров. На торговых объектах и общепите – вход, парковку и остановки общественного транспорта и также сканировать лица. На полигонах и карьерах камеры будут следить за всей территорией объекта и различать регистрационные номера въезжающего автотранспорта.
При этом сегодня в министерстве связи даже не знают, сколько в области работает камер видеонаблюдения. Централизованной диспетчерской системы в Подмосковье нет.
Директор некоммерческого партнерства "Информационная культура" Иван Бегтин говорит, что система видеонаблюдения, при которой картинка с тысяч камер поступает в ситуационный центр, действует во многих регионах. Это может быть эффективной мерой. "На экран в ситуационном центре выводится изображение с нескольких ключевых точек - площадей и так далее. Специалисты колл-центра принимают звонки от жителей. Рядом сидят полицейские, которые могут выехать на место либо вызвать наряд", - пояснил Бегтин.
Однако, подчеркнул эксперт, во всех регионах камеры видеонаблюдения устанавливаются за счет города, никто не перекладывает создание системы на бизнес. "Это лишняя нагрузка на предпринимателей. Камера может стоить от 1,5 до нескольких десятков тысяч рублей. А если у предпринимателя 20 торговых точек, то речь идет уже о сотнях тысяч. Это не говорят уже о каналах передачи, которые могут быть совершенно разными. Например, в Москве камеры видеонаблюдения подключены к провайдерам и передают информацию через каналы сотовой связи, беспроводной интернет и так далее. Однако все это делается за счет города. В некоторых регионах бизнесменам предлагают подключить их камеры к городской системе видеонаблюдения, но это не делается в принудительном порядке", - отметил Бегтин.
Владелец транспортной компании "Транс-вей" Владислав Толстухин предупреждает, что если перевозчиков обяжут оборудовать видеонаблюдением автобусы, это приведет к удорожанию билетов. "Надо купить, установки записывающее устройство, оплачивать трафик для передачи картинки. Где перевозчик может взять средства на это? Только у пассажиров", - сказал Толстухин.
При этом он выразил сомнения в том, что камеры видеонаблюдения в принципе нужны на автобусах. "Если случается ДТП, то выяснить, кто виноват, можно с помощью видеорегистратора. Если же для раскрытия преступления нужно посмотреть, кто ехал в автобусе, можно поставить камеры на остановках", - заключил Толстухин.
Тем временем, глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по оптовой и розничной торговле Михаил Мандалян напомнил, что и в Москве владельцы торговых павильонов в подземных переходах давно обязаны оборудовать их системой видеонаблюдения.
"Бизнесмены за свой счет ставят камеры видеонаблюдения, системы оповещения, делают взрывоопасное остекление. Такая практика появилась после терактов 1999 года. Для бизнеса это небольшая нагрузка, но видеонаблюдение помогает бороться с криминалом, вычислить преступников, которые ограбили магазин или разбили стекла. Надо вешать предупреждение, что ведется видеозапись, это позволит остановить некоторых грабителей", - сказал Мандалян.
Напомним, в Москве установлено более 120 тысяч камер видеонаблюдения, которые подключены к единому центру хранения данных. Благодаря камерам видеонаблюдения повысилась раскрываемость преступлений в столице. В 2013 году было раскрыто 2250 преступлений, что на 46%, чем в 2012. Своя система видеонаблюдения появится в Московском метрополитене. На каждой станции поставят до сотни камер, которые должны будут выявлять "зайцев", карманников, пьяных и подозрительных лиц.
София Сарджвеладзе