Фото: ИТАР-ТАСС
Московские власти обратились в Госдуму с просьбой включить строительство машино-мест, гаражей и апартаментов в поле действия федерального закона №214 о долевом строительстве. Об этом M24.ru сообщил руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. Если поправки в документ будут приняты, застройщиков обяжут заключать с будущими владельцами гаражей договоры долевого участия. Власти также предлагают штрафовать девелоперов и гаражные кооперативы за работу с московскими автомобилистами по предварительным договорам или векселям. Московские власти рассчитывают, что проект поправок в закон о долевом строительстве может быть рассмотрен Госдумой уже в весеннюю сессию.
"Сейчас под защитой 214 закона находятся, в основном, жилые объекты. Желательно, чтобы там было конкретно перечислено, на что он будет распространяться: жилые объекты, машино-места, гаражи и апартаменты", - рассказал Константин Тимофеев.
В пресс-службе Москомстройинвеста пояснили, что 214-й закон обязателен к применению только при привлечении денежных средств граждан на строительство жилья в многоквартирных домах. "Во всех иных случаях использование договора участия в долевом строительстве является правом застройщика. Внесение поправки позволит установить единые нормы и требования законодательства, которые должны соблюдаться всеми застройщиками без исключения, будь то строительство объектов жилого назначения, либо гаражных комплексов", - уточнили в ведомстве.
Кроме того, за нарушение этой нормы Москомстройинвест предлагает установить штрафы, суммы, правда, пока не определены. "Разумным решением становится введение штрафных санкций для тех застройщиков, которые работают не по 214 ФЗ. Чтобы это стало обязательным для всех, вносить поправки необходимо как в закон, так и в Кодекс об административных правонарушениях", - сказали в пресс-службе Москомстройинвеста.
По словам заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, вопрос оформления договоров долевого участия на машино-места особенно важен для Москвы. При этом в закон о долевом строительстве нужно включать не только отдельно стоящие гаражи, но и парковки, которые появляются в рамках строительства жилого дома. "В Москве в чистом виде жилье практически не строится, все объекты строятся как многофункциональные комплексы: внизу есть парковки, первые три этажа будут занимать рабочие места, и это все единый инженерно-технический комплекс. Для многофункциональных комплексов нужно вводить те же правила, что и по жилью".
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн отметил, что в настоящее время законопроект, предложенный московскими властями, прорабатывается. "Внесение поправки оправдано, так как заключение договора о долевом строительстве имеет целый ряд защитных механизмов. Сейчас компания-застройщик сама выбирает, по какой схеме работать, по договорам долевого участия строится незначительная часть гаражей", - отметил он.
По словам члена комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Владимира Ресина, механизм страхования в законе, действительно, сейчас прописан только в отношении жилых помещений. "Включать или не включать в договор нежилые помещения – это, по сути, добрая воля застройщика. Дольщику нужно всегда внимательно изучать приложение к договору, где указывается, распространяется ли весь механизм договора на нежилые помещения", - отметил он.
Договор долевого участия исключает возможность "двойных продаж". В случае, если застройщик не соблюдает сроки строительства и передачи объекта недвижимости, дольщик может потребовать выплату неустойки. Участник долевого строительства вправе также расторгнуть договор, если застройщик не сдал объект в течение двух месяцев после окончания срока. Все спорные вопросы можно решить в суде.
В ГУП "Дирекция гаражного строительства" (ДГС), которое занимается возведением "народных гаражей", отметили, что заключают с москвичами договоры долевого участия, за 2010 - 2014 годы соинвесторами ДГС стали более 23 тысяч москвичей. За это время было построено и введено в эксплуатацию 124 гаража на 41 953 машино-мест. "Все договоры долевого участия заключаются на основании 214-го закона. Договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе кадастра и картографии города Москвы", - рассказали в пресс-службе ДГС.
"Сейчас многие строительные компании заключают с дольщиками предварительные соглашения, продают вексели. Эта схема избавляет застройщика от применения штрафных санкций, которые есть в случае заключения договора по закону о долевом строительстве", - отметил юрист московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Зиннур Зиннятуллин.
Что касается гаражных кооперативов, то на них 214 федеральный закон также пока не распространяется. Его участники самостоятельно решают, за какие деньги будут строить и по каким документам работать. Они могут построить гараж самостоятельно, а могут привлечь строительную компанию на своих условиях.
Сейчас в Москве идет строительство 163 гаражей, заключено более 25,5 договоров долевого участия. Более 50% реализуется в соответствии с 214-м законом, 6% - в рамках гаражно-строительных кооперативов. Оставшиеся 44% строятся по иным формам.
Наталья Савельева