Фото: m24.ru
Правительство Московской области разработало проект новой редакции нормативов градостроительного проектирования. Согласно документу, при возведении новых кварталов застройщиков обяжут обеспечивать каждую семью одним парковочным местом. Министр имущественных отношений Андрей Аверкиев пояснил M24.ru, что нормативы будут касаться только новых кварталов, поскольку "закон обратной силы не имеет". Отметим, что до сих пор в Московской области вообще не было требований по машино-местам при строительстве жилья.
Согласно новому документу, если земли для дворовых парковок не хватит, застройщики должны будут строить подземные и надземные многоэтажные гаражи. Площадь дворовых парковок должна определяться на основе уровня автомобилизации в области: 420 машин на 1 тысячу жителей. Размер одного машино-места на открытых стоянках, согласно нормативам, должен составлять 22,5 квадратных метров, в уширениях проезжих частей улиц и проездов - 18 квадратных метров.
Напомним, новые нормативы градостроительного проектирования Московской области должны вступить в силу с 15 января 2014 года. Их должны были принять еще в октябре этого года, однако документ пока так и не прошел всех стадий согласования. Один из камней преткновения - новые ограничения по высоте застройки до 9 этажей. Напомним, согласно нормам, принятым осенью 2012 года, в области можно строить высотки до 17 этажей.
Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров согласен с тем, что при проектировании жилой застройки нужно сразу предусматривать паркинги, при этом расчет "одно машино-место на семью" отражает реальный уровень автомобилизации. По словам эксперта, сейчас жителям Подмосковья катастрофически не хватает парковочных мест, особенно в новых районах массовой застройки. "До сих пор застройщики возводили дома, сдавали квартиры, а инфраструктура их не интересовала. В итоге жильцам приходится бросать машины на газонах, в грязи и вдоль дорог. Характерный пример - Павшинская пойма в Красногорске", - заявил Дозоров.
Эксперт добавил, что выбор парковки - подземной, плоскостной или надземной - зависит от конкретной схемы застройки. "Если территория микрорайона большая, то можно использовать придворовые территории для плоскостных стоянок. Если места не так много, то стоит строить многоэтажные гаражи по периметру микрорайона, в пешей доступности не более 1 км", - пояснил Дозоров.
Замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков, в свою очередь, полагает, что одно машино-место на семью и 420 автомобилей на 1 тысячу человек – недостаточные показатели для градостроительного планирования. "Это уровень сегодняшнего дня, но строить надо с расчетом на будущее. Например, в Восточной Европе, которую мы обгоняем в развитии, уровень автомобилизации 600-650 автомобилей не 1 тысячу человек. Так что и Московской области необходимо увеличить нормативы в полтора раза", - пояснил Мухортиков.
Многоэтажные гаражи и подземные паркинги - оптимальный вариант с точки зрения экономии земли, однако, в отличие от плоскостных стоянок рядом с домом, они всегда платные. "Аренда одного машино-места в таких гаражах будет стоить несколько тысяч рублей. Его также могут продать по цене от $20 тысяч, либо включить в стоимость квартиры. Позволить себе такое смогут немногие, так что надо делать упор на организацию плоскостных парковок вокруг домов. В Подмосковье достаточно земли", - заявил представитель Probok.net.
По словам экспертов, жильцы домов могут распределять между собой машино-места на уровне ТСЖ, огораживать стоянки шлагбаумами и сдавать в аренду места, которые не используются.
Алексей Дозоров также добавил, что при проектировании жилой застройки в области нужно не только предусматривать парковки, но и расширять подъездные дороги к федеральным трассам. "Жители ближнего Подмосковья в основном работают в Москве. В Химках, например, сейчас строятся новые кварталы, но подъездные дороги однопутные и всегда забиты", - заключил эксперт.
Главный аналитик Российской гильдии риэлторов Геннадий Стерник говорит, что включение парковок в проект жилой застройки повысит стоимость проекта и, следовательно, цены на квартиры. "Стоимость места в многоэтажном гараже может достигать 10% цены недвижимости, место на плоскостной стоянке, естественно, в несколько раз дешевле", - пояснил Стерник. Эксперт напомнил, что специалисты по недвижимости делят жилье на четыре класса комфортности: эконом, комфорт, бизнес, элита. Обеспеченность стоянками так, чтобы на каждую семью приходилось одно машино-место, соответствует уровню "эконом", заметил аналитик.
София Сарджвеладзе