Россияне стали больше тратить денег и меньше копить. Причиной могли стать выход российской экономики из кризиса и субъективное восприятие уровня инфляции у населения, считают опрошенные сетевым изданием m24.ru эксперты.
Фото: ТАСС/ Максим Шеметов
Согласно результатам исследования, тратить все средства и не делать накоплений склонны экономически активные граждане в возрасте от 35 до 44 лет. Два года назад таковых было всего 15 процентов.
Графика: m24.ru/Кристина Оленёва
“Могло сыграть снижение ставок по вкладам”
По мнению руководителя направления финансовых исследований Аналитического центра НАФИ Ирины Точилинской, на финансовое поведение, динамику потребления и сбережений населения влияет несколько факторов: доходы граждан, уровень цен и ожидания урожая домохозяйств.
"С одной стороны, темпы роста доходов населения снизились, рабочие места сокращаются: получается, часть людей просто не в состоянии откладывать деньги. С другой стороны, наметились признаки оживления экономики. Люди почувствовали это и начали покупать то, на что ранее копили. Эффект отложенного спроса – это когда граждане откладывают крупные покупки типа автомобилей и техники в кризисные периоды. Также могло сыграть снижение ставок по вкладам – население больше предпочитает потратиться, чем иметь низкую доходность", – пояснила Точилинская.
Некоторые факторы указывают на то, что российская экономика выходит из кризиса, отметила она. Об этом говорит банковское розничное кредитование, которое в начале 2017 года вышло на позиции 2012 года.
"Объем выданных кредитов физическим лицам в январе 2017 года вырос на 22 процента (по отношению к январю 2016 года), доля ипотечных кредитов также выросла в начале текущего года. Росту кредитования способствовало снижение процентных ставок. Также наращивали свое присутствие банки-участники POS-кредитования. Минэкономразвития ожидает уровня роста ВВП в 2017 году на 2 процента (в 2015-ом и 2016-ом было падение)", – уточнила эксперт.
Инфляция снижается по сравнению с уровнем 2015 года (около 12,9 процента) – в 2017 прогнозируют около 4 процентов. Однако у той доли населения, которая ранее могла что-то откладывать, сейчас это не получается из-за изменений в структуре их доходов и расходов: доходы остались прежними или просто не успевают расти за инфляционными темпами. Тем временем обязательные платежи, взносы и продовольственная корзина увеличились, добавила Точилинская.
“На 22 процента увеличилось количество тех, кто берет по 10-20 займов, не собираясь их гасить”
Заместитель руководителя правового департамента Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС Надежда Макарова подтвердила, что россияне действительно стали больше тратить.Такой вывод сделан на основе статистики обращений: количество вопросов, связанных с потребительскими темами, выросло на 47 процентов.
"Рост приобретения товаров и услуг происходит не для удовлетворения базовых потребностей: люди чаще стали покупать то, что им не нужно и требовать у продавца возврат неиспользованных товаров. Однако те же граждане зачастую ведут себя как в "последний день", совершая необдуманные и заведомо проигрышные в финансовом плане поступки. Например, на 22 процента увеличилось число тех, кто берет по 10-20 займов, не собираясь их гасить", – заметила Макарова.
Если раньше в подавляющем количестве случаев это была молодежь из неблагополучных слоев общества, то сейчас всё чаще это беременные женщины, а также трудоспособные и занятые мужчины в возрасте 27-33 лет, уточнила она.
"Вместо поиска новых способов заработка они ищут "легких денег" несмотря на то, что у них нет прямой угрозы жизни и благосостоянию. В итоге в российском рейтинге финансовых и правовых угроз риск пострадать от действий мошенников уступил первое место опасности понести убытки от собственных необдуманных действий", – пояснила специалист.
Она добавила, что последний опрос, который был проведен в мае-июне 2017 года среди 1 266 граждан, регулярно обращающихся в Национальную Юридическую Службу, показал: субъективное восприятие уровня инфляции у населения превышает официальные цифры в среднем в 2,5 – 2,7 раза.
"Люди обращают внимание на то, как подорожали привычные для них продукты и услуги, делают соответствующие выводы. Можно с уверенностью говорить о том, что в сознании огромного количества граждан существует некий "мнимый уровень инфляции". Именно он оказывает влияние на жизнь и планы людей, причем даже в большей степени, чем официальные показатели", – заключила юрист.
О чем молчат россияне?
Ранее эксперты НАФИ пришли к выводу, что почти треть россиян за последние полгода столкнулась с нарушениями своих прав в повседневной жизни – в магазинах, в сферах ЖКХ и здравоохранения. При этом около 74 процентов пострадавших не готовы отстаивать свои права.33 процента опрошенных НАФИ рассказали, что оказались обманутыми в сфере розничной торговли. Например, покупателю отказывали в возврате некачественного товара. 32 процента отметили нарушение своих прав в сфере ЖКХ и медицины – стоимость услуг оказывалась завышенной.
Реже опрошенные сообщали о нарушениях в сфере транспортных услуг (13 процентов), связи (12 процентов), общественного питания и финансовых услуг (по 10 процентов).
Диаграмма: m24.ru/Кристина Оленёва
Большинство респондентов (32 процента) сообщили, что обращались за советом к близким, а 26 процентов в этой ситуации искали выход в интернете. К услугам профессиональных юристов прибегали лишь 13 процентов опрошенных, и 11 процентов самостоятельно изучали законы.