Василий Шумов и Пол Марко
В субботу в арт–центре "Винил" лидер группы "Центр" Василий Шумов покажет новую серию своей нуар-эпопеи "Темный угол Келтона". Фильмы в жанре нуар в России уверенно относятся к категории "кино не для всех", тем не менее Василий Шумов давно и успешно работает в этом жанре, постепенно обрастая кругом единомышленников, а с недавних пор даже почитателей.
— Еще в составе вашей группы "Центр" вы неизменно стремились к новым и неожиданным формам. Каким образом вы впервые соприкоснулись с кино и как пришли к нуару?
— Это произошло в середине 1980-х в Москве. Мы с "Центром" записывали музыку к кинофильму "Время отдыха от субботы до понедельника" ("Мосфильм", 1984) и мультфильму "Королевский бутерброд" ("Союзмультфильм", 1985). В этих проектах электронная музыка была немалой составляющей саундтреков.
Позже я как композитор работал над сериалом "Игра в детектив", в котором музыка была полностью электронная. С нуаром я познакомился, учась в магистратуре Калифорнийского арт-института (CalArts) в Лос-Анджелесе в середине 1990-х - там был курс под названием "фильм-нуар". Также я изучал видео-арт, экспериментальное и авангардное кино. Оказалось, что многие американские черно-белые криминальные драмы и детективы 1940-1950-х годов, которые мне нравились, имеют свою категорию, именуемую "фильм-нуар". Я в эту тему углубился и стал постепенно собирать свою коллекцию нуара. К началу нулевых у меня набралось несколько сотен фильмов в этом жанре. Однажды, глядя на изобилие VHS кассет и DVD, стоявших в три ряда на полках у меня в квартире, я решил сделать композицию о своей коллекции "Фильм-нуар". Этот трек получил название "Темный угол", по названию одного из классических нуаров, и вошел в альбом "Центра" "Молодой на молодой" (2003).
Композиция вызвала неожиданный интерес у слушателей. Получилось типа путеводителя и ликбеза по теме жанра фильм-нуар. В России, как оказалось, этот жанр был, мягко говоря, не слишком известен, но у него явно была потенциальная аудитория. Я решил сделать видео к этому треку. Провел кастинг в Лос-Анджелесе, набрал актеров и снял клип в стилистике нуара.
Во время съемок один из актеров меня спросил, а не нужен ли мне для проекта актер-полицейский, у которого есть винтажный костюм копа 1950-х годов. Этим актером-полицейским оказался Пол Марко, снимавшийся в роли трусливого полицейского Келтона в трех фильмах режиссера Эда Вуда в конце 1950-х и начале 1960-х годов: "Ночь упырей", "Невеста монстра", "План 9 из открытого космоса". Так я познакомился с Полом Марко, и после чего появилась идея сделать фильм под названием "Темный угол Келтона" с ним в главной роли.
— Эд Вуд и его команда у нас известны благодаря одноименному фильму Тима Бертона. Пол Марко, вероятно, был специфичен в работе?
— Первое, что пришлось учитывать в работе с Полом, - его очень ограниченная подвижность на момент нашего знакомства. Он только что перенес операцию на бедре и не мог ходить. Поэтому мне пришлось использовать технику анимации фото-арта и снимать его на зеленом экране - хромокее. Кстати, являясь представителем компании удивительных персонажей режиссера Эда Вуда, он больше нигде не снимался и свою последнюю роль он сыграл тоже в фильме Вуда в начале 1960-х годов. На это были свои причины, с которыми я столкнулся позже. Например, когда я просил Марко сделать серьезное, даже злое лицо, он начинал лучезарно улыбаться. На мой вопрос, почему он улыбается, а не следует указаниям режиссера, я слышал в ответ: "А мои фаны любят, когда Келтон улыбается!". У Пола Марко был свой фан-клуб, в котором он был президентом.
Время от времени Марко оставлял мне по ночам длинные сообщения на автоответчике, где загробным голосом вещал на разные темы, начиная от претензий, что я его не так подсветил в кадре, до грандиозных планов по превращению нашего фильма в супер сериал для главных телеканалов США.Стареющие актеры в Голливуде говорят: "Я чувствую, что во мне есть еще один фильм". Вот под этим углом и проходило наше сотрудничество. Так получилось, что "Темный угол Келтона" оказался последним фильмом для Пола Марко. Он умер в один из дней, когда мы снимали вторую серию картины.
Эдит Шейн и моряк, обложка журнала Life
— В Лос-Анджелесе во время съемок "Темного угла Келтона" вам пришлось пересечься с изрядным количеством удивительных персонажей.
— На эту тему можно написать отдельную книгу. Поэтому вкратце. Пол Марко: про него я уже немного рассказал. Конрад Брукс: один из актеров фильма Эда Вуда "План 9 из открытого космоса", где он играл полицейского, напарника Келтона. Шелли Мишель: лучший боди-дабл (телесный дублер) в Голливуде. Ее фигурой подменяли Джулию Робертс в фильме "Красотка", а также Ким Бейсингер, Барбару Стрейзанд, Мадонну и многих других звезд. Эдит Шейн: медсестра, которую на фото целует моряк во время парада победы в Нью-Йорке в 1945 году. Это фото одно из самых знаменитых журнала Life. Оказавшись случайно на этом фото, Эдит сделала большую карьеру. Ей писали письма президенты США и был открыт огромный памятник в Сан-Диего. Синция Роккафорте: итальянка, снимавшаяся в фильме Тинто Брасса "Почта Тинто Брасса".
— Как участники вашей съемочной группы и особенно Пол Марко реагировали на то, что за съемку подобного фильма берется русский режиссер?— Никакого особого отношения к тому, что я русский, я не ощущал. Скорее наоборот, мой русский акцент вносил свой колорит в происходящее. У Эда Вуда в фильмах снимались выходцы из Швеции, Финляндии, Венгрии и других стран.
Шелли Мишель
— Кстати, а если попробовать, пускай и с определенной долей условности, попытаться найти следы нуара в советском, то какие фильмы здесь резонно вспомнить и в чем они нуарны?
— Есть, на мой взгляд, целый ряд фильмов советского нуара. Например: "Дело №306" (1956), "Дело пестрых" (1958), "Человек без паспорта" (1966). Эти фильмы созданы в жанре детектива, в них нет положительных героев, кроме сотрудников милиции. Безрадостная, мрачная атмосфера. Многие сцены сняты в ночное время. Никакого хеппи-энда. Кстати, среди кинокритиков и исследователей нуара нет точного определения этого стиля. Границы жанра размыты, некоторые фильмы, относящиеся к нуару таковыми не являются и наоборот.
— Почему странные приключения загадочного полицейского Келтона вы посчитали достойными внимания? Вы же понимаете, что большинство вашей публики воспринимает это как очень яркий, самодостаточный, оригинальный, но стеб. Это не обидно?— Для меня это скорее арт-проект, чем создание фильма ради прибыли и славы. Поэтому мнение широкой публики не так важно. Тем более этот проект имеет отношение к Эду Вуду, обладателю титула "Худший режиссер всех времен".
— Три части "Темного угла Келтона" вы сняли в Лос-Анджелесе. Дальше работали уже в России. Насколько вам важна атмосфера города, состав команды, не сложно ли вам было переносить процесс в Россию?
— Новая, четвертая серия сделана полностью в Москве. В ней также заняты мои московские друзья, участники группы "Центр". Сама идея этой новой серии у меня появилась в Москве, когда я увидел фото, сделанные моими друзьями для их проекта свадебных платьев. Когда я посмотрел на эти фото и пейзажи поселка в окрестностях Волоколамска, у меня возникла идея сделать новую серию Келтона в стилистике фильмов ужасов и зомби. Поэтому новая серия сделана в цвете и больше перекликается с винтажным хоррором, чем с нуаром.
— В новой серии вы сняли своих друзей в роли зомби, да и сама концепция сильно поменялась – из черно-белого вы перешли в цвет, возникло много закадрового текста и от нуара вы как будто уходите в треш-эстатеку, может быть, в чем-то и близкую, но другую. Чем все это продиктовано?— Хотелось какого-то развития истории и сюжета. Так же за последние годы значительно продвинулись и стали доступными новейшие фото-, видео- и компьютерные технологии. На создание новой серии продолжительностью 26 минут у нас ушло почти 10 месяцев. За это время у меня полностью сформировался сценарий, который, в отличие от предыдущих серий, изначально был на русском, и голос за кадром я сделал сам. После этого мы сделали английскую версию, и в данное время идет процесс записи голосов наших американских актеров. Несмотря на то, что новая серия была полностью создана в Москве и многая натура снята под Волоколамском, действие происходит в восточной части штата Кентукки, в наибеднейших и заброшенных местах современной Америки.
— Могли бы вы для тех, кто не очень представляет сути приключений Келтона и не имеет возможности их увидеть, сообщить что-то вроде краткого содержания предыдущих серий?— После многолетнего перерыва лет так в 40 на экране снова появился коп Келтон. За эти годы он заматерел, погрубел, у него не осталось никакого страха и нытья. Он погряз в коррупции, аферах, в связях с криминалом. Его основными мотиваторами стали жадность, корысть, рвачество, культ денег. Келтон с возрастом сильно изменился по сравнению с тем, каким он был в фильмах Эда Вуда. Он нажил много врагов в криминальном мире Лос-Анджелеса, и однажды его похитили с целью выкупа. Оказалось, что никто не собирался его выкупать, скорее наоборот, – люди сами хотели заплатить похитителям, чтобы те прикончили Келтона, который всех уже достал. Во время стычки с бандитами, у которых с Келтоном были давние счеты, Келтон оказался связанным в багажнике машины, где провел несколько дней. Он почти умер в этом багажнике, но не до конца. Вместо смерти он превратился в зомби с паранормальными возможностями превращаться в Келтонову – полицейского женского рода. В результате Келтону удалось скрыться от бандитов, но охота за ним продолжается.
— Процесс создания новых серий вы выстраиваете по принципу коллаборации со зрителями – показываете предварительно смонтированную версию, интересуетесь мнением и вариантами развития. Не страдает ли от этого ваше авторское видение, ведь свой взгляд на то, что будут творить герои ваших фильмов, у каждого свой?
— Да, мы проводим предварительные просмотры, на которых для меня многое проясняется в плане монтажа, озвучки, построения сюжета. В силу того, что для меня это арт-проек или экспериментальный фильм, перед релизом нужно понять как его воспримет неподготовленная аудитория. От этого зависит дальнейшая судьба этой серии в плане того, где и как ее показывать: или на фестивалях экспериментальных и арт-фильмов или все-таки это может быть предложено для более широкой аудитории.
— Притом что "кино не для всех" - жанр, довольно востребованный, ваш фильм можно увидеть лишь на редких клубных показах, которые анонсируются разве что через Facebook. Вы намерено отказываетесь от продвижения фильма, сделав неизменный акцент на интернете и новых медиа. Были ли какие-то попытки заявить его для более широкого показа?— Пока не было, но мы работаем в этом направлении. Я думаю, что если зрителя немного подготовить, то аудитория фильма может значительно расшириться.
— Что увидят зрители в арт-центре "Винил" и как вы на этот раз построите встречу?
— Перед показом я немного расскажу об истории фильма, о прошлых сериях, о Поле Марко, об Эд Вуде. Скажу зрителям, что после просмотра мне будет интересно услышать их отзывы, вопросы, пожелания, впечатления. После фильмовая дискуссия обычно занимает минут 30-40, но если будут вопросы, можем беседовать хоть до утра.
Алексей Певчев