Фото: ТАСС/DPA/Monika Skolimowska
В Министерстве промышленной торговли подготовили документ, предлагающий установить максимальное расстояние точек продажи алкоголя от медицинских и учебных заведений в 50 метров. Депутаты Мосгордумы из комиссии по образованию Ольга Ярославская и Надежда Перфилова в разговоре с m24.ru высказались категорически против инициативы Минпромторга.
По мнению зампредседателя комиссии Ольги Ярославской, радиус свободной от продажи алкоголя зоны необходимо увеличивать, а не уменьшать.
Надежда Перфилова также уверена, что сокращение радиуса зоны продажи алкоголя – недопустимо.
"Я категорически против. Я считаю, что данные предприятия недопустимы около образовательных учреждений" – заявила депутат m24.ru.
Например, расстояние в 50 метров до магазинов предполагается установить для медучреждений и мест нахождения источников повышенной опасности. Например, атомных электростанций. Кафе от медучреждений можно будет расположить в 20 метрах. Если у медицинской организации нет специализации на акушерстве и гинекологии, детских заболеваниях, то допустимо расстояние в 10 метров. Такой же радиус предусмотрен и для спортивных и военных объектов, вокзалов и аэропортов.
С конца 2012 года радиус прилегающих территорий самостоятельно устанавливали местные власти, которые руководствовались действующей версией постановления правительства. В нем оговаривались правила расчета расстояния, но конкретный метраж не уточнялся.
Председатель Московского родительского комитета Руслан Ткаченко выступил за любое ужесточение продажи алкоголя в стране, но не наоборот. Он пояснил, что в России наблюдается сверхсмертность мужчин в социально-активном возрасте и это связано с чрезмерным употреблением алкоголя.
"Продажи алкоголя в России постоянно падают, в алкогольной отрасли перепроизводство и, видимо, они любыми способами хотят решить этот вопрос. Дело даже не в том, чтобы допустить продажу в 10–15 метрах от учебного или медицинского учреждения – любые ограничения продажи алкоголя тут же показывают уменьшение смертности, уменьшение преступлений и заболеваний. У нас и так очень либеральные условия для продаже алкоголя, которые надо ужесточать, а не наоборот", – сказал он.
В разговоре с m24.ru Ткаченко отметил, что принятый в 2012 закон, дающий право местным властям самостоятельно регулировать зону отчуждения вокруг школ, детских садов, поликлиник и больниц должен быть сохранен.
"Почему зона определяется на усмотрение местных властей? Бывают ситуации, когда на весь поселок есть один магазин, который находится 500–1000 метрах от школы или больницы. С другой стороны, если запретят продавать спиртные напитки в радиусе километра – я большой проблемы не вижу", – заключил эксперт.
В эфире радиостанции "Москва FM" член Общественной палаты, руководитель проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев назвал предложение Минпромторга лоббизмом интересов алкогольной промышленности.
"Я бы назвал это агрессивным лоббизмом, когда мы говорим про продвижение отдельных групп предпринимательского сообщества. Это делается в ущерб здоровью детей. Точки по продаже алкоголя должны находиться не менее чем в 100 метрах от территорий школ. Школы и больницы должна быть "стерильны" от рекламы алкоголя. Вся эта метровка имеет только психологический эффект. Минпромторг говорит, что продавать спиртное можно и на расстоянии и 50, и 10 метров от школ. Многие размытые определения сегодня не работают", – рассказал Хамзаев.
По данным Мосгорстата, в декабре 2015 года москвичи купили 1,62 миллиона декалитров водки и ликеро-водочных изделий. Это на 34,7 процента меньше, чем в декабре 2014 года. Ведомство зафиксировало также снижение продажи вина с 1,26 миллиона до 861 тысячи декалитров, коньяка – с 197 тысячи до 148 тысяч декалитров.