Межгосударственный авиационный комитет еще семь лет назад обнародовал результаты расследования авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Варшава с выводами организации не согласна и настаивает на версии, согласно которой причиной трагедии стал взрыв. Почему польским властям выгодна собственная версия событий, читайте в материале портала Москва 24.
Фото: ТАСС/Максим Шеметов
Самолет Ту-154М потерпел крушение под Смоленском в 2010 году. На его борту находилось 96 человек: восемь членов экипажа, президент Польши с женой, высокопоставленные чиновники страны, в том числе военное руководство. Все они погибли. Делегация должны была принять участие в траурных мероприятиях в Катыни.
Воздушное судно потерпело крушение при заходе на посадку. Пилоты не стали уходить на запасной аэродром, несмотря на неблагоприятные погодные условия − густой туман, что и стало причиной катастрофы. Такое заключение сделал Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в 2011 году. Польская комиссия по расследованию обстоятельств происшествия, работавшая под управлением бывшего министра внутренних дел страны Ежи Миллера, пришла к тем же выводам. Впоследствии, однако, Варшава возложила часть вины на российских авиадиспетчеров, а также обвинила Москву в сокрытии улик по делу.
Власти Польши летом прошлого года заявили, что крыло президентского борта разрушилось в воздухе, а не при столкновении с деревьями, как утверждалось ранее. Экспертизы, проводившиеся сразу после трагедии, не зафиксировали признаков воздействия на самолет, напомнили в Следственном комитете России, а значит, новая версия Варшавы не имеет под собой никаких оснований.
Читайте также
- Минобороны Польши обвинило в подлоге комиссию, расследовавшую падение Ту-154М
- Новая комиссия нашла следы взрыва на обломках самолета Леха Качиньского
10 января, в среду, новая польская комиссия по расследованию обстоятельств крушения Ту-154М признала выводы международного специалиста по исследованию авиапроисшествий Фрэнка Тейлора. Он заявил, что на борту произошло по меньшей мере три взрыва. Из-за них, а не из-за столкновения с деревьями и разрушилось левое крыло самолета, утверждает эксперт. Как Тейлор пришел к таким выводам, не уточнялось.
Более подробный отчет, хоть и не исчерпывающий, в Варшаве обещали обнародовать в апреле. Подкомиссию по расследованию, как стало известно 11 января, возглавит Антоний Мачеревич, освобожденный от поста министра обороны страны. В прошлом как глава оборонного ведомства он заявлял о наличии реальной угрозы независимости Польши со стороны России.
Фото: ТАСС/Ольга Лисинова
Резко передумали
Польская сторона не привела никаких доказательств, подчеркнули в Следственном комитете России. "Версия о взрыве на борту самолета была проверена СКР в числе первоочередных, но своего подтверждения не нашла", − заявила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
Член технической комиссии МАКа, которая вела расследование авиакатастрофы, Рубен Есаян напомнил, что Варшава согласилась с выводами организации. Летчик-испытатель лично показал, какие именно ошибки совершил экипаж президентского лайнера. Польша отступилась от прошлых заявлений из-за нежелания платить большие компенсации родственникам погибших (в 2011-м им было выплачено по 65 тыс. долларов, однако впоследствии они потребовали в четыре раза больше. − Ред.), уверен Есаян. "В Польше решили, что это большие деньги, пусть за все заплатит Россия", − сказал он РИА Новости.
Заявление польской стороны абсолютно беспочвенно, согласен бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. При изучении бортовых самописцев и другого оборудования не было выявлено шумов, отметил он. "Были проведены химические и физические анализы обшивки самолета внутри. Взрыв всегда сопровождается серьезными последствиями. Ни одного следа подобного взрыва не обнаружено", − объяснил эксперт в беседе с Национальной службой новостей (НСН).
Читайте также
- МАК назвал причину крушения самолета Леха Качиньского
- Обвинения Польши из-за расследования катастрофы 2010 года некорректны – МИД
Политика на костях
Скандалы вокруг авиакатастрофы восьмилетней давности стали частью внутриполитической борьбы в Польше, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. "Выводы польской комиссии ничем, кроме политики, а точнее − политиканства, я назвать не могу", − заявил сенатор. Он подчеркнул, что подобные спекуляции неэтичны, причем по отношению к самим полякам.
За заявлением о взрыве, по логике, должно последовать разъяснение о происхождении взрывного устройства, прогнозирует первый зампред комитета верхней палаты парламента по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Если это часть внутриполитической борьбы, осмелится ли нынешняя власть предъявить конкурентам такие обвинения?
С тем, что резкие заявления о крушении Ту-154М вызваны борьбой во внутриполитических кругах страны, согласны и некоторое польские деятели. "Политика на костях" − так председатель Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш назвал в мае прошлого года спекуляцию на теме авиакатастрофы, когда разгорался скандал вокруг якобы найденных в гробах жертв крушения останков других людей. "Те, кто многие годы использует его [это дело] в политических целях, когда-нибудь дорого заплатят за это", − заявил депутат.
Фото: ТАСС/Imago-Images
Не тем заняты
Неподтвержденные заявления о причинах трагедии под Смоленском − неуважение в первую очередь к народу Польши, подчеркнула вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Таким образом Варшава делает из своих граждан "жертв постановочных провокаций", приводит слова депутата ТАСС.
Расследование о причинах крушения президентского лайнера продолжается не только в Польше, но и в России. В декабре во время большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина польский журналист спросил его: а имеют ли основания намеки на "российский след" со стороны руководства республики?
Глава государства ответил жестко: "Мы устали от подобного блефа, просто устали. Чушь какая-то вообще, несут несуразицу". Он напомнил и о выводах комиссии, и о том, что Россия переживала трагедию вместе с соседями. К ней нужно относиться именно как к трагедии, а не превращать ее в поле для политической борьбы.
Неужели внутренняя политическая борьба важнее отношений между России и Польшей, удивился Владимир Путин. "Переверните в конце концов вы эту страницу, повзрослейте вы, − призвал он. − Станьте зрелыми, отвечающими требованиям сегодняшнего дни и интересам польской нации".