Труппа театра "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского в минувшее воскресенье вернулась с гастролей по Израилю, где представила музыкальную мелодраму "Любовь и голуби". В тот же день актеры дали спектакль на родной сцене, на Никитском бульваре, 14.
Спектакль является дипломной работой молодого режиссера, выпускницы Института русского театра Ольги Агеевой, всю музыку к нему написал сам Розовский, стихи принадлежат Ларисе Рубальской.
"Любовь и голуби" – премьера сезона, нынешний спектакль стал шестым в ее истории.
В воскресенье вечером все желающие еле поместились в маленьком зале театра, пригодились даже раскладные стулья, которые заняли все пустое пространство, даже на ступенях. И если сначала это вызвало недоумение, то через пять минут теснота начала сплачивать людей – пошли шутки, разговоры и предложения помочь.
Фото: teatrunikitskihvorot.ru
И вот спектакль начался. Удивительно, но в замкнутом зале в самом центре огромного спрута-мегаполиса актерам удалось создать атмосферу российской глубинки – с простыми добрыми и немного чудными людьми, песнями, плясками под "живой" аккордеон, русской баней и плетнем.
Наверное, всем известен фильм "Любовь и голуби", снятый в 1984 году Владимиром Меньшовым. В нем блистательно сыграли Нина Дорошина, Александр Михайлов и Людмила Гурченко. Однако мало кто знает, что изначально появилась пьеса драматурга Владимира Гуркина. Именно на ней основывалась Ольга Агеева, поэтому сюжет спектакля и фильма практически идентичен.
Спектакль открывает зрителям момент из жизни семьи Кузякиных, живущих в деревне где-то под Иркутском. У Василия и Надежды уже трое взрослых детей – Люда, Леша и Оля. Отец семейства – довольно бестолковый и инфантильный, но очень добрый и любящий человек. Он работает на железной дороге и увлекается голубями, тратя на них все свободные деньги. Надежда занимается хозяйством и периодически грозится "пообрубать голубям головы" – достаток в семье и так небольшой.
"Купил, нет ли? Ольк! Покупал ли батя голубей?" – допрашивает мать Олю, почуяв неладное. "Нууу", – тянет папина дочка.
Однажды с Василием на работе происходит несчастный случай, и ему выдают путевку на курорт в Баку для восстановления, а ведь он еще никогда не видел моря и не пробовал "коктейлей". Когда герой оказывается вдали от всего привычного, его берет в оборот "продвинутая" городская женщина Раиса Захаровна, которая уже не молода, однако все еще хороша собой. Она делает перманент, носит красные лаковые туфли на шпильках и изучает "Камасутру".
Гуркин дает понять разницу между миропониманием этих двух людей в самом начале их знакомства. Во время романтического свидания на пляже Василий рассказывает Раисе Захаровне о голубях: "Посадишь голубку на руку и маячишь ею, маячишь, и голубь кубарем к ней падает. Как вы думаете, что это?". "Инстинкт, вероятно!" – отвечает Раиса Захаровна. "Любовь, вероятно", – говорит Василий.
Фото: teatrunikitskihvorot.ru
В письме от Раисы Захаровны Надежда узнает, что они с Василием "обрели друг друга внезапно, как наваждение". Надежда впадает в депрессию, ей не помогают ни песни детей, ни шутки близких друзей – бабы Шуры и дяди Мити. "Как же ему, кобелю, не стыдно? 30 лет с ним проишачила", – причитает обманутая жена. Сын решает убить отца, если тот заявится домой.
Между тем Василию надоедает сидеть в душной квартире в шелковом халате и курить трубку (папиросы не позволяет Раиса Захаровна), и он решается вернуться домой – к жене, детям, голубям, родной деревне, лесу, реке – ко всему, что на самом деле он любит. "Ноги пахнут, носки и рубахи стирать не умею, иногда матерюсь. На что я вам?", – бубнит он, ретируясь к двери.
Вернувшись, Василий сначала встречает неприятие и недоверие детей, однако они отходят и принимают отца. Между тем оказывается, что скоро в семье наступит пополнение: Надежда на втором месяце беременности.
Надо сказать, что музыкальная составляющая спектакля сыграла очень важную роль. Русские народные напевы и танцы в сочетании с "плачущим", мелодичным говором героев создают микрокосмос, картинку совершенно иной, но такой настоящей жизни. А некоторые песни затрагивают самые глубокие уголки души. Как, например, песня Надежды и Раисы "Сядь рядом, мой любимый, я к нежности готова" – очень красивая песня о женском одиночестве.
Фото: teatrunikitskihvorot.ru
О спектакле M24.ru поговорил с режиссером-постановщиком Ольгой Агеевой и актерами труппы театра "У Никитских ворот".
Ольга, почему вы решили сделать спектакль "Любовь и голуби" музыкальным?
– "Любовь и голуби" – это мой дипломный спектакль. Изначально он ставился со студентами в совершенно другом варианте, в бытовом жанре. В какой-то момент я зашла в тупик. Я пошла к Марку Григорьевичу Захарову и сказала: "Без песен и музыкального сопровождения спектакль не сыграет".
Не было ли у вас опасений, что спектакль будут сравнивать с фильмом Меньшова?
Ольга Агеева: Я очень давно сама видела этот фильм и специально не пересматривала. Мы намеренно абстрагировались от него.
Маргарита Рассказова (Надежда): А я в некоторых местах специально делаю интонацию Дорошиной в знак благодарности ей. Я преклоняюсь перед Дорошиной. Например, когда музыканты устраивают джем-сейшены под Луи Армстронга, Эллу Фицджеральд, не думаю, что они подражают. Это знак преклонения.
В двух словах – о чем спектакль?
Юрий Голубцов (Василий): О чистоте, о любви и о голубях... Таких отношений, чистых, нет сейчас.
Как вы думаете, сохранилась ли еще такая глубинка в стране?
Все: Конечно. Иначе бы России не было. Хотя элемент сказки тоже присутствует. Марк Григорьевич сказал: "Ребята, мы должны сделать что-то духовное... Да, вот такие живут люди. Давайте верить, что они есть".
Следующий спектакль "Любовь и голуби" состоится в театре "У Никитских ворот" 23 февраля в 19:00.
Мария Аль-Сальхани