23 марта в российский прокат выходит новый фильм режиссера и сценариста Кеннета Лоннергана "Манчестер у моря". Картина получила шесть номинаций и две статуэтки на последнем "Оскаре" – в том числе, за лучшую мужскую роль. Это третья режиссерская работа Лоннергана, снимающего по фильму примерно раз в семь лет, и третье обращение к теме семьи. m24.ru рассказывает, на что нужно обратить внимание при просмотре.
Это снова про семью
Серое море, серое небо, белый катер на волнах. На палубе играют двое – мальчик и мужчина. Маленький довольно вопит, скачет вокруг большого, а тот, дурачась, толкает его. Это Ли Чандлер и его племянник Патрик. Спустя 10 лет Ли снова окажется в одной лодке со своим племянником – в такой же серо-белый день, промозглый и ветреный. Сообщение о внезапной смерти старшего брата застает Ли врасплох, посреди его пустой и, в общем-то, никчемной жизни: комнатка в подвале, работа сантехника, беззлобные перебранки с клиентами, механическое битье рож в ближайшей пивной.
К такой жизни он приговорил себя сам, сбежав из родного городка Манчестера-у-моря – от чего-то настолько страшного и непоправимого, о чем он даже боится вспоминать. Теперь ему, который едва ли в состоянии позаботиться о самом себе, придется заботиться о 16-летнем подростке, лишившемся отца.
Здесь важно заметить, что это не "душещипательный" фильм – никаких манипуляций, только суровое холодное повествование.
Это очень холодное кино
Холод в фильме Кеннета Лоннергана проникает везде – он в цвете, в свете, в музыке. Все ежатся и кутаются. Племянник главного героя летает по льду с хоккейной клюшкой. Холод становится если не полноценным действующим лицом, то мистической силой, противодействующей героям: Ли не может похоронить брата, потому что земля промерзла настолько, что могильщики отказываются копать, и тело оставляют в холодильнике морга до весны. Но даже с ее наступлением тепло здесь не становится.
Но холоднее всего здесь – мимика Кейси Аффлека, который играет главную роль. Каменное лицо, сжатые челюсти, скупые жесты – человек, промерзший насквозь. И мимолетная улыбка, неловкий жест или слово на этом фоне проступают как окошки, сделанные горячим дыханием на заиндевевшем стекле.
Холодно и отстраненно – максимально отстраненно – чувствует себя зритель. Во многих сценах камера отдаляется от героев так сильно, что происходящее на экране начинает казаться видео, снятым камерой наблюдения (очень мощной, конечно).
[html]
[/html]Видео: YouTUBE/Universal Pictures Russia
Главную роль мог сыграть Мэтт Деймон
Роль, принесшая Кейси Аффлеку первый за его карьеру "Оскар", досталась ему почти случайно. Историю о нелюдимом сантехнике придумал Мэтт Деймон – и пришел с ней к Кеннету Лоннергану, чтобы тот написал к ней сценарий. Деймон хотел дебютировать в режиссуре с этим фильмом – и сыграть в нем главную роль. Однако потом отказался от первого, предоставив кресло Лоннергану. Чуть позже – отказался и от второго в пользу съемок у Пола Гринграсса в четвертом "Борне". В итоге Деймон оставил за собой только позицию продюсера фильма.