Фото: ИТАР-ТАСС
Казалось, что временная воинская повинность была в России всегда, но еще 140 лет назад вместо временной службы в армию забирали "доколе силы и здоровье позволят".
Все изменилось с реформой военного министра Дмитрия Милютина, который 1 января 1874 года заменил рекрутов на временно военнообязанных. Официальным документом, прописывающим правила набора солдат и тонкости призыва, стал Устав о всеобщей воинской повинности.
Как и во многих документах того времени, для современного человека найдется немало интересного в этом уставе.
Например, в XIX веке поступление на службу определялось жребием. "Поступление на службу решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь", - гласит Устав.
При этом в отборе существовали и свои тонкости - если в жребии участвовали одновременно двое братьев-одногодок, и оба они, по доставшимся им номерам жребия, должны поступать на службу, то зачислялся вынувший из них больший номер. "Впрочем, таким братьям разрешается мена номеров жребия", - делает послабление закон.
Фото: M24.ru
Стоит привести полностью процедуру жеребьевки: "Ящик или колесо помещаются на видном месте; номера жребия вынимаются из ящика или колеса публично; вынимающий жребий должен перед тем, как опустит руку в ящик или колесо, обнажить ее до локтя и показать присутствующим; кроме вынимающего жребий, никто не должен прикасаться к ящику или колесу; вынувший жребий исполняет повинность по доставшемуся ему номеру, даже если он вынул его по какому-нибудь недоразумению или прежде своей очереди".
Но одного жребия было недостаточно – будущий солдат должен выглядеть мужественно. Тем, кого комиссия признавала "недостаточно возмужалыми", давалась отсрочка на год. "На глазок" определялся и возраст – в тех случаях, когда никаких документов у желающего послужить не было.
Инициатива в те времена поощрялась – лицам старше сорока лет (непризывной возраст) не воспрещается вступать в ополчение "в случае собственного их на то желания".
Несмотря на тяжелые условия службы, находились и вольноопределяющиеся, которые сами приходили и записывались в армию или на флот. У них был "бонус" - особый наружный знак на одежде. Правда, никаких служебных преимуществ он не давал.
С транспортом в те времена были проблемы, поэтому, согласно Уставу, расстояние от призывного пункта участка наиболее отдаленных его селений не должно было превышать пятидесяти верст (53 километров).
Впрочем, времена меняются, значительно поменялись и основные уставные документы, среди прочего они стали и гораздо объемнее. При этом многими статьями можно объяснить шутки, неизбежно рождающиеся в ходе службы.
"В армии все однообразно, все пострижено, покрашено и посеяно песком", - помещения и фасады зданий должны быть окрашены красками установленных колеров.
"Каждая складка на солдатском одеяле — это лазейка для агентов мирового империализма", - дневальный свободной смены обязан поддерживать чистоту и порядок в помещениях роты.
"Освобождайте тумбочки. Жизненное пространство вам там будет необходимо", - в прикроватной тумбочке хранятся туалетные и бритвенные принадлежности, принадлежности для чистки одежды и обуви и другие мелкие предметы личного пользования, а также книги, уставы, фотоальбомы, тетради и письменные принадлежности.
"Сдаем теплое белье, получаем чистое", - помывка в бане военнослужащих должна производиться не реже одного раза в неделю с одновременной сменой полного комплекта белья и портянок (носков).
"Круглое несем, квадратное катим", - внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.
"Копайте отсюда и до обеда", - приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Фото: ИТАР-ТАСС
"Сапоги надо чистить с вечера и утром надевать на свежую голову", - солдат (матрос) обязан аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте.
"Сержант! У вас дневальный не стрижен, на ушах висит", - командир отделения обязан обучать и воспитывать солдат (матросов) отделения.
"Что вы матом ругаетесь, как маленькие дети", - употребление нецензурных слов несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащего.
"Ставлю вопрос ребром: или мы будем или не без этого!", - военнослужащий обязан беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников).
"Курить там можно, но производить окурки здесь", - военнослужащим запрещается курить в местах, не отведенных для этого.
И напоследок - все знают, что в случае войны будут делать призывники, и вопрос "а как же уклонисты" армейская мудрость решает просто: "С их опытом они будут партизанами и подпольщиками".
Сергей Блохин