Новости

Новости

25 июня 2014, 17:42

Культура

Секреты торгового маркетинга: как правильно обмануть покупателя

"Факультатив. Как это работает": Маркетинговые приемы в торговле

Что такое маркетинг – высокое искусство или недостойный обман потребителя? Большинство покупателей в любом магазине – вполне взрослые люди. Но ничто не помогает в очередной раз не поддаться на разные маркетинговые уловки. Что же происходит со всеми нами в обычном магазине? И можно ли противостоять этим соблазнам? О секретах маркетинга расскажет репортаж телеканала "Москва Доверие".

Испытание маркетингом

Сегодня мы отправимся в закулисье разных маркетинговых лабораторий, увидим, какие новые испытания готовят нам корифеи искусства продаж. Выясним, почему даже самые старые, всем известные приемы по-прежнему гарантируют стопроцентный успех, и почему покупатели хотят быть обманутыми. В общем, рассмотрим маркетинг с изнанки и узнаем, как это работает.

Знакомьтесь, будущие акулы маркетинга - Маша и Аня. Сегодня девушкам предстоит доказать: с ними преподаватели времени зря не тратили.

"Мария, Анна, у нас сегодня с вами практическое занятие – мы смотрим и пытаемся найти как можно больше маркетинговых решений на полках магазина", - говорит заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Мамонтов.

Фото: ИТАР-ТАСС

Эти юные особы в любом торговом зале видят все уловки многоопытных коллег. Но сегодня не просто прогулка, а экзамен: как от волнения не пропустить ни малейшей детали? В огромном торговом зале на каждой полке хитрый прием.

"У нас выкладка товара расположена таким образом, что цены идут слева направо, по возрастанию, и клиент, видя первую цену товара, идет дальше и смотрит, выбирает товар, который нужен ему - по марке, по бренду, или по цене, или по категории", - объясняет директор магазина Мария Котельникова.

Покупатель входит в торговый зал со скоростью 60 метров в минуту, как средний пешеход, но такая стремительность продавцов не устраивает. Как же заставить посетителя сбавить шаг? Проще простого, это любой студент знает.

"Здесь используется много различных приемов. При входе в глаза сразу бросаются яркие ценники, которые привлекают внимание, и видно, что цена низкая. Очень красивая выкладка фруктов на входе, и опять же, оранжевый цвет - он возбуждает аппетит, и человек заходит и сразу понимает, что ему нужно купить все", - рассказывает слушатель Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Мария Баранова.

За каждым из этих моментов стоит тонкий расчет. Небольшие цены выделены крупно – иллюзия того, что в этом магазине все цены ниже, чем в других. Яркие фрукты и овощи на входе, воздействуют не только цветом и видом, они размещены в низкой зоне, отсюда все соблазны как на ладони, и это вызывает желание пройти дальше.

"Мы проводим паркуры так называемые, с клиентом нашим, мы ему говорим: "Здравствуйте, возможно ли с вами сделать покупку?" Если он не возражает, мы идем с ним по залу и смотрим, как наш клиент движется по тем или иным аллеям, все это фиксируем для себя", - поясняет Мария Котельникова.

Здесь покупатель становится зрителем, за стеклом его ждет шоу колбас и сыров. Этот прием называется "коммерческая театрализация" - он включает в подсознании кнопку доверия, и каждый невольно начинает думать: "Здесь все на виду, ничего не скрывают".

"Мне очень понравился отдел деликатесов с коммерческой театрализацией. Колбасы вывешены достаточно оригинально за стеклом, ты можешь их увидеть и тут же приобрести, выбрать наиболее понравившуюся", - говорит Мария Баранова.

Но все же главная стратегия успеха – правильная география торгового зала. Это только для непосвященных, магазин выглядит как прямоугольник или лабиринт. На самом деле, он треугольник, и не простой, а золотой, потому что заставляет покупателей тратить намного больше.

В четырехугольном торговом зале этот невидимый треугольник образует три ключевых точки-вершины: первая – вход, третья – кассы, а между ними - витрина с самым ходовым и необходимым товаром, куда стремится основная масса покупателей.

Здесь основные продукты, такие, как молоко и хлеб, но пока доберешься до них, чего только не попадет в тележку. По статистике, 70% покупателей – правши, и начинают осмотр зала против часовой стрелки, справа налево. Поэтому правая сторона – место для товаров импульсивного спроса.

"Спортсмены, например, бегают против часовой стрелки по стадиону. Так повелось еще с Древней Греции, потому что это безопасная траектория. Поскольку это интуитивно, необъяснимо, это вот просто человек себя чувствует так более удобно и безопасно, и естественно, так выбирается и в магазине", - утверждает Андрей Мамонтов.

Чем больше пространство треугольника, тем больше времени проводит человек среди товаров, и тем больше в его тележке спонтанных покупок. Маша прошла это расстояние с рекордной скоростью, всего за 20 минут, так что некоторые ловушки просто пропустила.

Еда с картинки

Аня не из тех, кто спешит, она продолжает методично осматривать полки. Вот здесь товар, как говорится, лицом, а здесь скрыт за упаковкой, и картинка представляет его с самой выгодной стороны. Чтобы заставить покупателя не раздумывать, соответствует ли содержимое картинке, а просто купить товар, в своей студии ежедневно трудятся необычные профессионалы – фуд-стилисты.

"В принципе, если очень просто объяснить, вот что я должен сделать на фотографии: я должен на фотографии сделать изображение таким, каким человек себе его представляет. Может быть, не совсем таким, какое оно есть, а вот этот стереотип, который забит у него в голову", - рассказывает фотограф Игорь Кортнев.

Картинка на упаковке должна быть не просто красивой, она должна казаться очень знакомой, чтобы внутренний голос шепнул: "Да, я помню, как это вкусно, и я это хочу". Но как быть, если даже очень вкусные блюда на фото выглядят не слишком аппетитно?

Фото: ИТАР-ТАСС

"Когда вы жарите мясо, у вас получится корочка. Ну, правда, чтобы ее улучшить, эту корочку, мясо можно смазать, например, вареньем, или каким-нибудь сахарным сиропчиком", - говорит Игорь Кортнев.

О работе фуд-стилистов слагают настоящие мифы: мол, в арсенале у них химическая лаборатория, вместо еды - пластмасса, а настоящие продукты красят и лакируют. Так ли это на самом деле?

"Когда говорят о том, что фуд-стилист может применить лак, ПВА, и прочую вещь, в основном, конечно, это байки. Но здесь есть и своя правда: фуд-стилист пойдет на все, на все абсолютно, вплоть до того, что и лак туда нальет, чтобы только достигнуть эффекта", - утверждает Кортнев.

Сегодня Игорь и Наталья готовят романтический ужин. Ничего личного – просто работа.

"В нашей фотографии должны присутствовать разноцветный салат, кусок рыбы, оранжевый, которые я буду декорировать салатом и разной зеленью. Красного цвета мне не нужно, его достаточно на картинке, а вот желтого не хватает, поэтому я решила добавить перец. Как художник работает с красками, так и я это делаю с зеленью", - рассказывает фуд-стилист Наталья Горбунова.

Такой ужин может рассорить любую пару, если его не разглядывать, а съесть. Потому что эта рыба на деле - полусырая: она обжаривается всего несколько секунд, чтобы не потеряла цвет.
Снимок сделан, фотография вскоре украсит кулинарный сайт. Увидев такую картинку, любой задумается: "А не устроить ли нечто подобное?" - и отправится за покупками.

"Включены свечки, они играют в ножках бокалов, в вине – вот настроение какой-то близости, ласки, доброты, интимные какие-то нотки", - говорит Наталья Горбунова.

"Вообще, в современном маркетинге продают обычно не какой-то товар, а продают образ жизни, настроение продают", - утверждает Игорь Кортнев.

Будущий маркетолог Аня эту уловку разгадала и добавила еще одну галочку в свой список. Похоже, она в этом супермаркете ничего не пропустила.

"На уровне твоих глаз стоят самые популярные продукты, как мне показалось, пониже - продукты, которые сложнее найти, потому что ты не сразу их видишь", - говорит слушатель Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Анна Щербакова.

Похоже, зачет сдан. Аня заметила основной прием воздействия в этом зале – цены. Чем крупнее сумма, тем более дробной она становится – не 1000, а 998 рублей 90 копеек. И покупатели округляют ее совсем не по правилам арифметики, дроби как-то сами вылетают из поля зрения.

"Есть такая психология воздействия: нам приятнее ощущать, что мы покупаем дешевле, чем есть на самом деле", - объясняет Андрей Мамонтов.

Получается, мы сами рады обманываться, даже если знаем, что не удержимся и потратим на покупки больше необходимого, все равно отправляемся в магазин.

"Мы часто рекомендуем, когда женщина находится, например, в стрессовом состоянии, что-то не сложилось в личном, или, может быть, какая-то проблема с детьми, и она находится в таком низком эмоциональном состоянии, мы рекомендуем пойти и обязательно что-то себе купить", - говорит психолог Аннета Орлова.

Призрачная экономия и положительные эмоции

Даниил считает себя очень здравомыслящим и практичным человеком - импульсивные поступки не в его характере, и в супермаркет он пришел с конкретной целью.

"Увидел картинку сегодня в Интернете и решил, что именно это я буду готовить Маше на романтический ужин", - говорит покупатель Даниил Кроль.

Знакомая нам картинка: работа фуд-стилистов вдохновила Даниила на кулинарный подвиг. На картинке все выглядит довольно несложно, и все ингредиенты легко купить. Но первые же минуты в торговом зале вносят коррективы в список покупок.

"Оп-па! Скидки на трюфели. Возьму я, наверное, две упаковочки, лишним не будет, сладкое у нас никогда не залеживается", - восклицает Даниил.

"У нас не принято экономить, по крайней мере, экономить в таком европейском понимании. Потому что европеец, когда приходит, он реально может прийти со списком и купить только то, что по списку, и даже еще сэкономить – умудриться купить что-то дешевле, чем у него записано. А россиянин все равно на какие-то импульсивные попытки ведется и покупает что-то лишнее", - говорит Андрей Мамонтов.

Фото: ИТАР-ТАСС

Скидки – самый беспроигрышный и самый примитивный инструмент маркетинга. Не надо быть мудрецом, чтобы догадаться: если цену на товар временно снизить, он будет раскупаться быстрее. Но как поступают продавцы, если снижать цену им совершенно невыгодно? Идут в маркетинговое агентство. Здесь рождаются идеи, которые любого заставят раскошелиться.

Как продать то, что стоит ничуть не дешевле, чем у конкурентов? Ответ простой – вызвать эмоцию.

"Мы радуем людей, мы вызываем у людей улыбку, мы шутим с ними, показываем им красоту, рассказываем о том, какой есть новый способ применения тех продуктов, к которым они уже привыкли, то есть мы их развиваем, показываем, как их жизнь может измениться с нашим продуктом", - объясняет креативный директор маркетингового отдела Илья Дьяченко.

Эмоциональные приемы лучше всего действуют на женщин.

"Очень много женщин страдают от того, что супруги постоянно упрекают их в лишних тратах. И женщина пытается себя баловать именно таким образом: она берет эти деньги, за которые она очень много что терпит, идет в магазин и там пытается купить эмоции – те эмоции, которые в семье ей недоступны", - рассказывает Аннета Орлова.

Волшебный запах

Мужчины тоже любят себя побаловать, но чтобы спровоцировать их на покупку, одних эмоций маловато – здесь в бой идет тяжелая артиллерия.

"Вот посмотрите, картридж, внутри которого заключена мембрана, а в этой мембране запаяно эфирное масло. Прибор включается в розетку, и при обдуве вентилятором поры мембраны расширяются, выделяется эфирное масло. Этого картриджа хватает на четыре месяца. И этот прибор может обслуживать площадь до 200 квадратных метров", - говорит директор фирмы Елена Панкратова.

Что это, прибор для массового гипноза? Почти. Это запах неуловимый, и он воздействует наверняка.

"Вы идете по торговому центру, вдруг почувствовали запах – все, срабатывает эффект стоп-линии. Вы сразу, инстинктивно, поворачиваетесь в сторону того помещения, откуда это доносится, того магазина, откуда исходит этот аромат - и все, вот вы, что называется, пошли, как за дудочкой крысолова, туда, в этот магазин", - утверждает Панкратова.

Фото: ИТАР-ТАСС

Этот магазин гаджетов выбрал в качестве брендового запах сладкой груши.

"Мы хотели сделать нечто свежее, что подходило бы под цветовое значение нашего бренда и наше позиционирование – позиционирование такого специалиста, который с легкостью сможет объяснить какие-то сложные технические вещи в современных мобильных технологиях, поэтому выбрали сахарную грушу, собственно", - рассказывает бренд-менеджер Роман Аштрафетдинов.

Так что же такое маркетинг? Просто манипулирование или предугадывание желаний покупателя? В этом магазине основные покупатели – мужчины. Чего хочет мужчина? Чувствовать себя компетентным в любом вопросе, то есть сильным, уверенным. Запах сладкой груши - запах детства, дает ощущение безопасности, как будто говорит: "Здесь можно расслабиться, сейчас мне ненавязчиво все объяснят, и я легко буду разбираться в самых сложных вещах". А дальше включается целый комплекс маркетинговых ходов.

"Абсолютно новый формат, формат очень сложный, непростой для восприятия клиента. Надо было все подать очень аккуратно и очень грамотно, чтобы магазин был понятен для клиентов. Именно для этого мы использовали различные маркетинговые фишки, такие как запах, музыка, которая играет в нашем магазине. Некие тактильные ощущения, чтобы были в магазине, вот их решают как раз стенды, которые расположены по периметру, где в открытой выкладке можно пощупать, потрогать", - объясняет Роман.

Как только мужчина разобрался в сложном предмете, ему непременно хочется это продемонстрировать, а значит, нужно купить электронное устройство, которое теперь стало простым и понятным. Посетитель отправляется на кассу – никаких манипуляций, чистая психология.

"Человек же очень многие вещи не осознает, но это все поступает в наше сознание, в наш разум, это все остается. Но, на самом деле, это все очень серьезно влияет и на покупательскую активность, и на трафик в магазине", - считает Роман Аштрафетдинов.

Наш знакомый Даниил, все еще бродит по супермаркету. Да, это вам не магазин электроники – это рыбный отдел.

"Девушка, у меня вопрос: я хочу своей девушке устроить романтический ужин. Видите картиночку? Видите кусочек жаренного стейка из лосося? Я хочу, чтобы у меня был примерно такой же толщины стейк, резать я не хочу", - рассказывает Даниил Кроль.

Простой ответ - менталитет

Почему мы покупаем то, что не планировали, и то, что вовсе не нужно? Маркетологи объясняют: наследие советского прошлого, эпохи всеобщего дефицита, постепенно оно перерастает в черту национального характера.

"Российский покупатель всегда покупает больше, какие бы списки он ни писал: вот это тоже ему нужно, вот это тоже необходимо, и вот это тоже прихвачу, потому что на всякий случай, это хорошо", - считает Андрей Мамонтов.

Страсть к покупкам иногда перерастает в зависимость – тех, кто ею страдает, называют шопоголиками. Но есть ли в этой болезни вина маркетологов?

"Шопоголиками становятся те люди, у которых в других сферах жизни есть проблемы: если у людей недостаток положительных эмоций, если нет контакта с близкими", - утверждает Аннета Орлова.

Фото: ИТАР-ТАСС

Итак, если ваши покупки совершенно бесконтрольные, пора бежать к психотерапевту. Другое дело, если вы просто не умеете экономить.

"В таком случае как психологи мы рекомендуем составить четкий список перед тем, как идти в магазин, и не отклоняться от него. Брать ровно столько денег, сколько нужно, чтобы это купить. Третий момент – исключить использование безналичных денег. Если чувствуешь, что обуял шопоголизм, то рядом с тобой должен быть жесткий критик, который скажет: "Стоп! Вот это нам нужно, вот это не нужно!" - говорит Орлова.

Однако есть нечто, что бывает дороже денег, например, душевное равновесие. Мы нередко отправляемся в магазин именно за тем, чтобы получить взамен потраченных денег иллюзию экономии в подтверждение правильности своих поступков. Или просто подлечиться шоппингом, подарить себе что-нибудь приятное и тем самым снять накопившееся раздражение, усталость. В такие минуты, даже если видишь все уловки маркетологов насквозь, они кажутся просто забавными.

"Если это делают профессионально, то я получаю от этого удовольствие, и я с удовольствием расстаюсь с деньгами, мне приятно, что хоть где-то я могу быть глупой", - утверждает Орлова.

Наш герой Даниил завершил свой поход через золотой треугольник.

"На неделю закупился: мясо купил, чаю, сладостей купил – все продовольствие, которое нужно домой. Так что, я думаю, по шее за то, что потратил столько денег, я не получу. На самом деле, ужин я планировал на 1,5 тысячи, вышло чуть-чуть подороже, в Турцию в этом году мы не полетим – это точно", - говорит Даниил.

Кажется, Даниил уже не считает себя очень здравомыслящим и практичным человеком, но он уходит готовить свой романтический ужин с уверенностью, что дома его поймут. Он - добытчик, и возможность покупать больше запланированного дает ему ощущение значимости. Похоже, он потратил свои деньги не зря.

А как поступите вы во время следующего похода в магазин? Будете строго следовать списку или позволите себе немного импульсивности? Решайте сами. Теперь, когда мы раскрыли вам изнанку искусства продавать, маркетинга, вы знаете, как это работает.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика