Новости

Новости

20 марта 2014, 17:55

Культура

Актер-географ в кадре: Александр Беляев о съемках "Прогноза погоды"

Александр Беляев. Фото: ИТАР-ТАСС

Профессиональный праздник метеоролога отмечают 23 марта. Также в 2014 году празднует свое 20-летие компания "Метео-ТВ", чьи выпуски прогнозов погоды смотрит вся страна. Бессменный ведущий проекта - кандидат наук, географ-гидролог, замдиректора Института географии РАН Александр Беляев рассказал нам о том, почему невзлюбил себя в кадре, как примерял на себя образ Ларри Кинга и почему народная примета об утопленнике к дождю имеет научное обоснование.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Александр Вадимович, я знаю, что ваша история на телевидении началась с проекта "Меркатор", который вы с коллегами создали на базе Института географии. Поделитесь воспоминаниями.

- Идея возникла где-то к середине 1980-х годов. Члены "Меркатора" занимались популяризацией современных географических исследований. В качестве одного из главных направлений рассматривали сотрудничество со СМИ. На телевидение мы пришли с картами, которые сопровождали информационный выпуск. К тому времени уже была открыта телекомпания "Метео-ТВ". Активно стали внедряться в разработку картографического материала для прогнозов погоды на федеральном канале. Тогда же решили делать прогнозы погоды с ведущими.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Помните ли вы этот эфир: тревоги, сомнения?

- Я не собирался быть ведущим. Так получилось, что долго не могли найти кандидатов, которые бы удовлетворяли руководство канала. Однажды в полемическом задоре я заявил, что пойду и расскажу в эфире о погоде. Смеха ради меня записали в пилотном проекте, а потом показали руководству, которое сказало: "Вот этот мужик нам подходит". У меня не было волнений. Камеры не боялся никогда. Но, тем не менее, пережил шок. Никогда не видел себя в ящике. А когда увидел – пришел в ужас. Это был человек, совершено мне не знакомый. Какой-то каша-размазня, улыбчивый, желающий понравиться. И это я – один из руководителей Института географии, которого боятся. И тогда понял, что телевидение – это некое Зазеркалье. Я себя воспринимаю диаметрально противоположно тому, что вижу по телевизору.

- То есть телевидение обнажает слабые стороны ведущего?

- Да, и сразу видно, дурак ты или умный, обладаешь чувством юмора или нет.

- Вы привыкли к себе на экране, или пришлось трансформировать образ?

- Не привык. Честно говоря, и сейчас стараюсь на себя не смотреть. Оцениваю лишь с точки зрения профессиональных критериев: правильно ли произнес фразу, не заслонил ли карту, сколько еще можно ходить в неглаженных брюках, чтобы этого никто не видел.

Фото: ntv.ru

- Как создается образ ведущего? Это исключительно ваша заслуга, или работает команда профессионалов, которые советуют, как себя подать?

- Ориентируюсь на себя. На начальном этапе, когда я был еще чайником на телевидении, один из руководителей "Метео-ТВ" сказал: "Александр Вадимович, давайте сделаем вас похожим на Ларри Кинга?" Я говорю, это что – чернокожий? Я даже не знал о существовании знаменитого телевизионщика Ларри Кинга, думал, что это американский боксерский промоутер.

- Как вам удается совмещать работу на телевидении и руководящую должность в Институте географии?

- Когда на телевидении – рвусь в институт и наоборот. Конечно, не дорабатываю не там, не там. Я в руководстве института с 1983 года. У меня даже в интернете ник, который переводится с монгольского как "начальник".

Но полностью посвятить себя научной деятельности, думая ежедневно о том, что ты будешь говорить завтра в прогнозе погоды, невозможно. Поэтому в свои 65 лет я констатирую: "Сделал все, что мог".

- С какими техническими сложностями сталкивается ведущий прогноза погоды?

- На "Метео-ТВ" конвейерное производство. Изо дня в день вы повторяете одно и тоже. И это при наличии ограничительных мер: хронометраж, цензура, реклама. Как бы вы не хотели творчества, когда дается 1 – максимум 1,5 минуты для рассказа о погоде такой огромной страны, вы можете сделать лишь некий эскиз. Порой доходило до смешного – выпуск "Прогноза погоды" состоял из рекламы и температуры в Москве. С одной стороны приветствуется креатив. А с другой – нужно выполнять определенные требования. Но, очевидно, что при такой работе вместе с водой выплескивается и ребенок. Хотя, мне кажется, не хватает творческого начала.

- А как же "отсебятина", импровизация?

- Андрюша Скворцов, который также ведет прогнозы погоды, обожает эти импровизационные эфиры на улице. Но это импровизация в жестких рамках хронометража. Я же люблю все экспромты готовить, поскольку считаю, что их нужно обыгрывать.

Тексты пишу себе сам. Вряд ли найдется редактор, который справится с этой задачей лучше. Но готовый текст проверяет выпускающий.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Можете вспомнить неловкие моменты в "Прогнозах погоды"?

- Любой прогноз – как у минера. И дело не в ошибках. Утренний прогноз погоды записывается накануне вечером. Эфиры делают жизнерадостными, чтобы люди могли зарядится позитивом. А представьте, что день начался с трагического известия. Первые несколько лет я молился, чтобы ничего не произошло. Но если все же случается трагедия в стране, то и подача информации о погоде должна быть соответствующей, и одет я должен быть по-особенному. А поскольку мы не знаем, что день грядущий нам готовит, то случается попадать в ужасно неловкую ситуацию. Иногда мне бывало стыдно, что я слишком фривольно был одет, слишком много шутил.

А что до погоды, то есть вещи, которые вообще не прогнозируются или прогнозируются за три часа до события. Например, такое редкое явление, как ледяной дождь или ураган, который сдул крышу с Большого театра.

- Сколько выпусков в неделю вы записываете?

- Сейчас у меня щадящий режим. Два раза в неделю. Среда – полнокровный день, когда работаю на всех нтв-шных проектах – это информационные выпуски, плюс прямой эфир в 23.15 и два включения на радио "Сити FM".
Получается, приезжаю к 11 утра в Останкино, а уезжаю в половину первого ночи. И у каждого из наших ведущих такой день. У Иры Поляковой, например, это понедельник.

В субботу у меня короткий разгрузочный день без радио и прямого эфира. Но это складно на бумаге, есть внештатные ситуации, приходится заменять коллег. С ужасом вспоминаю, что первые проекты (первые две недели) работал один. Сейчас нас четыре человека. Пишем погоду на 24 часа и на 48 часов – из-за того, что у нас много часовых поясов.

- Ваша деятельность на ТВ не ограничена рамками прогнозов погоды. В каких еще проектах принимали участие?

- Меня приглашают на другие каналы, и я охотно соглашаюсь. Делаю на телевидении практически все, что может делать человек перед помещением в психиатрическую больницу. Пел рэп, принимал участие в новогоднем представлении, танцевал с Лолитой на "Первом канале", озвучивал 28 серий австралийского сериала "Охотник за крокодилами", снимался в ситкомах, кино с Филиппенко, принимал участие во всех ток-шоу, какие только есть. И самое главное – снялся в 50 сериях "Спокойной ночи малыши", когда Хрюша и его друзья изучали географию. А еще был ведущим на детской программе "Сразись с нацией".

Фото: ИТАР-ТАСС

- Географ и актер – интересные у вас профессии.

- Горжусь, что я географ. Эта профессия позволила мне много путешествовать, узнавать людей и особенности менталитетов. При этом телевидение не лишило меня основной работы. Сейчас завершаю свою телевизионную и научную деятельность – возраст. Поэтому телевидение – безусловно, яркая концовка творческой жизни. Но я всеядный, мог бы попробовать себя еще в чем-нибудь. Хотел бы, например, быть врачом.

- Александр Вадимович, трудно удерживать зрителя, который сегодня предпочитает погоду узнать в интернете?

- Я не уверен, что ведущие прогноза погоды в состоянии удержать какого-то зрителя у экрана телевизора. Мой зритель – не молодежь, которая уходит в интернет. Но, кстати, самое поразительное заключается в том, что моя наибольшая популярность была именно в интернете. Речь о знаменитом выпуске, где я якобы сижу у телевизора и матом рассказываю о погоде. Естественно, на картинку наложили чужой голос. Даже жалел, что создатели ролика не обратились ко мне – я бы озвучил гораздо профессиональнее (смеется).

Второй мой феерический успех в интернете – кто-то пустил шутку, мол, мы знаем, почему у нас такая плохая погода. Далее идут кадры с прогнозами, которые ведут девушки – очаровательные брюнетки, блондинки, темнокожие. И в конце российский прогноз, который веду я.

Мой зритель – скорее пенсионер, который говорит, что у него ломит ноги, поэтому он сам может предсказывать погоду. Кстати, Гидрометслужба Германии на полном серьезе заключила договора с "домами ветеранов". Думают, использовать прогнозы пенсионеров относительно погодных явлений.

- Вы сами не беретесь предсказывать погоду?

- Когда я учился в университете, на первой лекции по метеорологии профессор Хромов рассказал, что нужно делать, если вас спросят: "Какая погода будет завтра?" Нужно смело выходить на улицу, глубокомысленно задирать голову, причмокивать и смело отвечать – погода завтра будет такая, как сегодня. И вероятность такого прогноза – 70 процентов.

Заниматься всерьез прогнозирование погоды я не думаю. Но верю в народные приметы, они у меня оправдываются. Всегда выступаю против тех метеорологов, а их подавляющее большинство, которые считают, народные приметы глупыми. Нет, надо находить в приметах, которые формировались на протяжении столетий, разумное зерно.

- Например?

- Приметы выражаются в некой афористической форме. Некоторые не понимают фразы "Утопленник - к дождю". Все просто. При движении циклона, который обещает дождь, наблюдается падение давления. Это создает восходящие потоки воздуха, то есть весь воздух стремится в центр. Лежит себе утопленник на дне водоема, и тут приближается циклон, восходящие потоки воздуха его поднимают и выталкивают на поверхность. Вот вам и утопленник к дождю.

Фото: ntv.ru

- Александр Вадимович, какая погода для вас идеальна?

- Мы погоду делаем себе сами. Она у нас в семье, на работе. Поэтому в программе я стараюсь не сгущать краски. У нас итак много негатива в жизни.

- А нынешнее глобальное потепление вас не тревожит?

- Нет, я знаю, что на земле во времена динозавров была температура на 8-10 градусов выше, чем сейчас при глобальном потеплении. И диаметрально противоположный был период – ледниковый. Та же Гренландия, та которая сейчас скована льдами, не случайно в переводе означает "Зеленая земля", то есть там было тепло. Я уверен, что у природы есть ресурс самоочищения. И даже, если человек не в состоянии что-то сделать, то природа находит способы ему помочь.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика