Фото: департамент науки, промышленной политики и предпринимательства
Московские власти рассматривают концепцию развития Южного промышленного сектора, рассказал M24.ru глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров. Речь идет о территории площадью 1,3 тысячи га, включающей три промзоны ― "Коломенское", "Чертаново" и "Котляково". Пока готова, в основном, транспортная концепция Южного промышленного сектора (есть в распоряжении M24.ru). В частности, разработчики предлагают построить там два автомобильных "кольца" длиной 13,6 км, канатную дорогу от станции метро "Чертаново" до "Текстильщиков" ― через Коломенское и Москву-реку, а также новую железнодорожную станцию и 14 км велодорожек.
"Концепция была предложена компанией TDI. Развитие промзоны ― долгосрочный проект, рассчитанный на 20 лет", ― заявил Комиссаров. И.о. начальника управления территориального планирования и развития департамента науки Павел Чернов добавил в разговоре с M24.ru, что уже в начале 2014 года проект может быть утвержден в том или ином виде. "После этого начнется разработка градостроительной документации", ― сказал он.
Общая площадь Южного промышленного сектора составляет почти 1,3 тысячи га, из них 616 га приходится на 15 промышленных объектов, среди которых завод "Новая заря", компания "Вимм-Билль-Данн", обувная фабрика "Парижская коммуна". К северу от Коломенского находится технопарк "Мосгормаш". Его резидентами должны стать 10 компаний, специализирующиеся в области информационных технологий и производства медицинской техники.
Фото: департамент науки, промышленной политики и предпринимательства
Генеральный директор TDI Павел Тигер пояснил M24.ru, что одной из основных идей концепции ― создать транспортные связи между районами промзон "Коломенское", "Чертаново" и "Котляково", а также соединить их с другими частями Москвы. Для этого, в частности, предлагается построить канатную дорогу от метро "Чертановская", через Павелецкую железную дорогу, Каширское шоссе, метро "Каширская", "Коломенская" и Москву-реку до "Текстильщики". "Мы предложили канатной дорогой связать территорию Коломенского с Южным Портом. Получится полноценная "воздушная трасса" через Москва-реку с остановками у станций метро", ― заявил Тигер. По его словам, протяженность канатной дороги составит 15 км, провозная способность ― 5 тысяч человек в час.
Сами проектируемые территории находятся между Варшавским и Каширским шоссе, магистрали на севере соединяются, образуя "бутылочное" горлышко. Эти трассы ― единственная связь районов с центром Москвы и МКАД. Северная и южная часть промзоны не связаны друг с другом дорогами, и, чтобы добраться из Коломенского в Чертаново, нужно делать объезд, который может занять от 30 до 90 минут, говорится в проекте TDI. Дороги внутри районов плохо связаны между собой, часто обрываются, а при немногочисленных пересечениях с Каширкой и Варшавкой образуются серьезные пробки.
Фото: департамент науки, промышленной политики и предпринимательства
Авторы концепции предлагают построить железнодорожную станцию около Балаклавского проспекта между "Коломенской" и "Чертановской" и улучшить автодорожные связи в районе. Южная рокада, чье строительство уже запланировано московскими властями, пройдет параллельно МКАД и свяжет Балаклавский проспект и Кантемировскую улицу. Однако эта новая дорога как бы разделит промзону на две части. TDI предлагает соединить ее со Старокаширским шоссе, Кантемировской улицей и Котляковским кладбищем новым автомобильным "кольцом". Одновременно в районе Чертаново предлагается построить еще одно автомобильное "кольцо", которое свяжет Сумскую и Дорожную улицы, а также жилые микрорайоны рядом с Павелецкой железной дорогой. Два "кольца" предлагается соединить путепроводом через "железку". Таким образом, в перспективе могут появиться автомобильные связи между Старокаширским шоссе и улицей Подольских курсантов. Общая длина двух "колец" и переезда должна составить 13,6 км.
"Две кольцевые дороги можно использовать функционально, для автомобилей и автобусов, а по праздникам и выходным проводить фестивали, марафоны, пробежки, например, забеги ретро-автомобилей. Также можно проложить велодорожки из Коломенского в сторону центра", ― пояснил Тигер. Длина планируемой велотрассы ― 14 км. Предполагается, что внутри "колец" будет промышленные предприятия, справа от них ― офисные здания, далее ― "зеленая зона" и жилые районы. В "зеленой зоне" должны разместиться парки, больницы и предприятия, производящие медицинское оборудование. Площади кластеров в концепции не определены. Все здания будут экологичными ― с зелеными крышами, солнечными батареями и системой сбора дождевой воды.
Фото: департамент науки, промышленной политики и предпринимательства
Специалисты по-разному оценивают концепцию транспортного развития Южного промышленного комплекса. Эксперт организации "Город и транспорт" Владимир Свириденков выразил сомнение в целесообразности строительства канатной дороги по такому маршруту. "Во всем мире канатные дороги используются как туристические объекты, а не как способ пассажирских перевозок. Пропускная способность их составляет на самом деле несколько сот человек в час. Для сравнения: у трамвая ― до 7 тысяч, у метро ― около 60 тысяч. Как пассажирский транспорт "канатка" вряд ли будет окупаема, это видно на примере дороги, построенной через Волгу между Нижним Новгородом и городом Бор", ― пояснил Свириденков.
Аналитик экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков в свою очередь поддержал развитие автодорожных связей в Коломенском и Чертаново. "Появится небольшой дублер Варшавского шоссе, что позволит жителям районов ездить в центр Москвы, область и соседние районы, минуя саму Варшавку и Каширское шоссе. Если соединить Кантемировскую улицу и Тарный проезд, в будущем поток с Южной рокады сможет распределяться по Кавказскому бульвару и другим улицам", ― пояснил Мухортиков.
Отметим, что московские власти запустили программу редевелопмента промышленных зон, застройка территории бывшего завода "ЗиЛ" начнется в 2014 году ― на площади в 400 гектаров появится жилой район, а также офисы и другие объекты инфраструктуры. Кроме "ЗиЛа" и "Коломенского", в настоящее время разрабатывается концепции развития "Южного порта" и технопарка в Зеленограде.
Марина Курганская, София Сарджвеладзе