Новости

Новости

09 февраля 2016, 20:20

Общество

Необъявленная война: куда исчезают люди и как их искать

Фото: ТАСС/Сергей Неделин

Автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин рассказывает о том, что делать, если ваши родственники или знакомые пропали без вести.

Без вести пропавшие… Говорят, что существует некая целая планета, где все они продолжают жить. Они якобы недосягаемы, но все же живы. Неоднозначная легенда, не правда ли? Любопытно, а многие ли из нас и насколько часто задумывались об этой проблеме? Если честно, лично я, пока не потерял родного брата, – никогда. Мне казалось, что это происходит с людьми ну как минимум неблагополучными, а потому я никогда ранее не писал на эту тему. Однако подобная беда пришла в мой дом настолько неожиданно и праздно, что моя семья в течение нескольких дней не знала, что предпринимать. Брат просто ушел из дома и не вернулся... Вот уже пять лет, как его нет. Но только сейчас я понимаю, что его поиск изначально проводился неправильно. Мы написали заявление в полицию и забили настоящую тревогу лишь на исходе второго дня с момента его исчезновения. Все это время мы ждали чуда и на что-то надеялись. Именно тогда драгоценное "время горячего следа" было, конечно, упущено безвозвратно. По словам специалистов, обратись мы в полицию вовремя, то, возможно, нам бы удалось хоть за что-нибудь уцепиться. Но увы... Кстати, убежден, что в подобном трагическом случае многие граждане, как и моя семья, так же не будучи проинформированными о правильных действиях, начнут поиски самостоятельно и слишком поздно. Это может стать роковой ошибкой...

Небоевые потери

Только вдумайтесь в эти цифры: наша страна ежегодно в среднем теряет без вести пропавшими около ста тысяч человек в год! И это в мирные будни! Наши граждане исчезают в городах и селах без единого выстрела со стороны какого-либо вооруженного до зубов противника. В наши дни, чтобы значиться в списке пропавших без вести, достаточно просто уйти за продуктами в магазин и сгинуть средь бела дня. Сегодня сухая и безжизненная фраза отчета в разыскных делах "и с тех пор местонахождение его не установлено" обжигает сердца сотен тысяч родственников пропавших людей. За последние десять лет по разным причинам в розыск объявлялись свыше восьми миллионов человек. Без вести пропавшими до сих пор числится более миллиона соотечественников. Чаще всего пропадают жители мегаполисов. Двадцать процентов из них – дети и подростки, тридцать процентов – женщины. Но чаще всего, конечно, бесследно исчезают мужчины. Как минимум в четыре раза чаще, чем представительницы слабого пола.

Вот эта проблема почему-то особенно актуальна для нашей страны. Люди пропадают без вести во всем мире, но такого количества, как у нас, пропавших нигде больше нет. Конечно, в наши дни и у нас чаще всего исчезают старики, потерявшие память. Уходят из дома психически больные. Некоторые уходят намеренно, поссорившись со своими домочадцами. Немало тех, кто, попав в ДТП, потерял память или лишился рассудка. Однако в подавляющем большинстве исчезновений граждан – это скрытые латентные убийства на той или иной почве. Чаще всего это происходит в результате физических расправ и сексуального насилия. Сюда же можно отнести драки по пьянке, квартирные дела, большие деньги или криминальные разборки
Михаил Виноградов
психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях

Словом, чаще всего истории с пропавшим людьми имеют криминальную составляющую. В группе риска оказываются и те, кто поссорился с законом, и те, кто сломался в жизни, злоупотребляя алкоголем или наркотиками. Однако, по словам представителей правоохранительных органов, бывают и совсем курьезные случаи.

Бывает так, что к нам поступает заявление об исчезновении того или иного человека. Мы его находим. Однако выясняется, что он скрылся от своих родственников намеренно! Он совсем не желает возвращаться домой и живет где-то в свое удовольствие, не извещая о своем местонахождении ни родных, ни знакомых. В таком случае он пишет нам заявление, в котором он указывает, где он пребывает по собственному желанию. А мы не имеем права сообщать о его месте нахождении даже его близким. В то время как они себе места не находят и сбиваются с ног в его поисках.
Екатерина Герасименко
начальник ОУР МУ МВД "Одинцовское"

Ходит много слухов о том, что якобы детей воруют с целью дальнейшей продажи на органы и проч. Это все мифы. По крайней мере, мне такие случае неизвестны. Дети чаще всего пропадают, элементарно теряясь в лесу. Но самый главный их враг – это вода. Утонувших деток много. И это вина прежде всего взрослых, которые не инструктируют своих детей об опасностях, существующих на лоне природы.
Григорий Сергеев
председатель поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт"

Именно в лесу обнаружили тело девочки Лизы Фомкиной, чье имя сегодня носит общественный поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" ("алерт" в переводе "тревога"). В 2010 году эта девочка и ее тетя заблудились в лесу. В течение пяти дней их практически никто не искал. И лишь после того, как информация об их исчезновении, просочившись в интернет, стала достоянием общественности, сотни добровольцев отправились на их поиски. Лизу и ее родственницу нашли, но было уже поздно. С тех пор отряд насчитывает уже тысячи добровольцев по всей стране. Они разыскивают людей своими силами и по своим методикам. Это действительно работает, потому как эти неравнодушные ребята готовы откликнуться на чужую беду в течение 24 часов в сутки. Они готовы оперативно принять все необходимые меры для поиска, причем совершенно бесплатно.

Фото: ТАСС/Валерий Бодряшкин

Ищут пожарные, ищет полиция...

По мнению многих экспертов, система государственного современного отечественного сыска без вести пропавших не всегда работает эффективно в силу своей медлительности, которая, в свою очередь, объясняется множеством бюрократических согласований.

У нас, к сожалению, полицейские иногда заявление у тебя возьмут, но активных действий предпринимать не станут, подождут три дня. Надеются на то, что человек все же появится. Ну если, конечно, там нет таких стремных моментов или обстоятельств, свидетельствующих о том, что пропавшего могли убить. Тогда, конечно, дело возбуждается и следственные мероприятия проводятся. Но я беру общую порочную практику, так сказать. Человек пришел, ему говорят: если за это время не придет – объявим в розыск. За это время человека увезли, закопали на два метра где-нибудь на поле.
Александр Гуров
генерал-лейтенант милиции, депутат Государственной Думы. Доктор юридических наук, профессор

Генерал-лейтенант милиции Александр Иванович Гуров в деле сыска в свое время собаку съел. Заслуженный сыщик страны имеет свое мнение о том, по истечении какого времен, на самом деле полиция приступает к настоящему активному поиску. И легенды про терпение в течение трех дней родились отнюдь не на пустом месте. Однако, по его словам, розыскная машина работать по-настоящему начинает и вовсе спустя несколько дней после приема заявления.

На самом деле вот таким вот системным поиском занимаются более десяти дней спустя. Почему? Потому что спустя три дня родственник пропавшего пришел и предоставил еще какие-нибудь документы… Потом составляются соответствующие бумаги, которые подписываются у начальника. Затем выносится постановление об объявлении человека в розыск. Потом эта документация направляется на места. Пока они дойдут до места, пока начальник распишется, ознакомит личный состав. Все это занимает десять дней, не меньше, а то и больше. За это время вороны уже склюют труп, если он где-то там в поле лежит…
Александр Гуров
генерал-лейтенант милиции, депутат Государственной Думы. Доктор юридических наук, профессор

Вот полиция имеет инструкции Минюста, прокуратуры, да и самого МВД: если пропал человек с деньгами, если исчез ребенок, то следует сразу открывать дело по 105-й статье – "Убийство". Но дело, как правило, открывают по разыскной статье. А это значит, что все ограничивается лишь тем, что полиция расклеивает объявления, на которые никто не обращает внимания. А сами полицейские, имея на руках десятки таких объявлений, никого даже не смогут элементарно запомнить! Искать человека вообще очень сложно. Но если еще и сама система поиска людей неэффективна, то искать труднее вдвойне.
Михаил Виноградов
психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях

Действительно, очень интересная и важная деталь. Именно уголовное дело по факту исчезновения человека возбуждается органами правопорядка только в том случае, если есть основания предполагать, что пропавший мог стать жертвой преступления. Если дело разыскное, то, соответственно, и масштабы усилий компетентных учреждений и ведомств иные. Тысячи заявителей получают отказы в возбуждении уголовных дел по факту исчезновения их родных. Отказные уведомления печатаются, как газеты в типографии, пачками.

К тому же так называемая палочная система в полиции еще не отменена. Висяки – это в том числе и бесследно исчезнувшие люди, число которых серьезно портит показатели. А потому дежурные отделений полиции еще на стадии принятия заявления от граждан иногда пытаются ловить на слове заявителей: "А не склонен ли...", "А не был ли замечен в порочных связях?", "А где именно пропал человек, то есть на чьем участке..."

Мне известен такой случай. Пришли две женщины в полицию. Говорят, мол, мужья поехали с крупной суммой денег закупать товар. Пропали. Районное отделение милиции заявление не принимает: "Небось, загуляли ваши мужья?!" Они обращаются в прокуратуру. Там спрашивают: "А куда из Москвы поехали? В Орел? Вот пусть там, в Орле, и открывают дело. Орел говорит: "Докажите, что они до нас доехали, – пусть Москва открывает дело. Ну а если вы помните историю на Ждановской, то там вообще труп офицера госбезопасности перекидывали из территориальных границ Москвы за кольцевую, а из-за кольцевой областные милицейские господа перекидывали его обратно. И так по нескольку раз.
Михаил Виноградов
психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях

Слышишь такие истории — и волосы встают дыбом. Вот поэтому и приходится нашим гражданам рассчитывать исключительно на собственные силы и методы поиска, которым их не учили в стенах юридических факультетов. А то и вовсе скитаться по гадалкам и предсказателям.

Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе

Бизнес на горе, или экстрасенсы-мошенники

Пока в полиции нередко разводят руками, мол, поиск результатов не принес, люди, естественно, ищут альтернативные методы розыска своих родственников. Им очень часто нужен хоть какой-нибудь отчет о чьей-либо деятельности или о ходе поисков. Полиция никогда не делится результатами оперативно-разыскных мероприятий. И вот тут со своими услугами появляются вездесущие экстрасенсы. Сегодня существуют целые отряды, так называемых экстрасенсов-поисковиков, которые якобы специализируются на розыске пропавших людей. Они обещают разыскать человека или предсказать итог розыска по фотографиям, по личным вещам или по астрологическим картам. Естественно, они оказывают свою "помощь" на платной основе.

Первичный прием у таких "поисковиков" стоит от пятнадцати тысяч рублей. Однако родственники без вести пропавших выстраиваются в очередь, только бы получить хоть какую-то информацию о пропавшем. Им кажется, они встают в очередь за надеждой. На самом деле они просто покупают билет на дорогой спектакль самообмана, на танец мошенников с бубнами, которые лишь наживаются на чужом горе. Ни один из оперов или общественных поисковиков не рассказал мне ни одной истории, когда экстрасенсы помогли выйти на след пропавшего человека. Поэтому мой совет: не стоит тратить драгоценное время и бешеные деньги на подобных негодяев. Они ничем не помогут.

Особенности частного сыска

Пока я занимался поисками пропавшего брата, мне удалось узнать, что существует еще одна привлекательная альтернатива общественным поисковикам или полиции. Это частные детективные или разыскные агентства. Единственное, о чем меня предупредили сразу, что в эти организации нужно приходить с длинным рублем. Мне удалось поговорить с человеком, который когда-то стоял у истоков российского частного сыска. Он утверждает, что материальная сторона вопроса действительно является хорошим стимулом для качественной розыскной работы, однако и это не главное. Важно, чтобы вам попался настоящий профессионал своего дела.

Вообще многое зависит от конкретных людей, от тех, кто именно проводит розыск. И неважно, будет ли это представитель органов внутренних дел или частный детектив – это не имеет значения. Все зависит от человека и от его отношения к своей работе. Вот, например, к хорошему хирургу вам посчастливится попасть – он вас вылечит, попадете к плохому – он вас зарежет. Другое дело, что если в органы внутренних дел идут заявители или потерпевшие, эдакая серая, обезличенная масса, то в нашем случае, это всегда клиенты. Чувствуете разницу? Отсюда и отношение у нас к ним совершенно другое. Человек приходит в детективное агентство. Он платит деньги. Он хочет за свои деньги получить качественную работу. И в любом случае о всей проделанной работе мы сообщаем клиенту в письменном виде. Он видит, какая работа была проведена и куда его деньги пошли…
Владимир Кацитадзе
директор частного сыскного бюро, член Международной полицейской ассоциации

Сигнал SOS

Исходя из собственного печального опыта могу сказать однозначно: если у вас появились хоть малейшие подозрения относительно того, что с вашими близкими произошла беда, лучше перестраховаться и незамедлительно обратиться в полицию. Забрать заявление вы всегда успеете. Если ваш родственник не выходит на связь в течение трех-четырех часов, если его друзья и знакомые, с которыми он тесно общается, не видели его и ничего не знают о его местонахождении, если он не появился дома или в другом привычном для него месте – срочно бейте тревогу. Служба 112, полиция, Бюро регистрации несчастных случаев Московского региона (8 (495) 688-22-52), поисковики-общественники (Лиза Алерт), интернет и социальные сети – здесь все средства и инстанции будут хороши вам в помощь. Но помните: главное – без паники. Спокойствие поможет вам сосредоточиться и не упустить важных деталей. Постарайтесь найти одно из последних фото человека, сообщите всем заинтересованным лицам и сотрудникам уполномоченных структур и ведомств особые приметы, вспомните, в чем был одет человек и где территориально он мог находиться.

Три дня ждать возвращения человека не нужно. Если ваш знакомый или родственник не выходит на связь, отсутствует в течение нескольких часов в месте его привычного пребывания – идите сразу в полицию и пишите заявление. При себе вы должны иметь паспорт и фото пропавшего человека. Необходимо сообщить об особых приметах пропавшего, последнее место его пребывания, обстоятельства его исчезновения. Все эти данные позволят оперативной группе быстрее выйти на след человека.
Екатерина Герасименко
начальник ОУР МУ МВД "Одинцовское"

Помните такое выражение – "кануть в Лету"? Так вот, Лета – это, согласно древнегреческой мифологии, река забвения. В подобной реке по причине современного равнодушия, отсутствия внимания или заботы и сегодня может утонуть любой из нас. Не забывайте о своих родных и близких, постоянно поддерживайте с ними связь. Напоминайте и о себе. Звоните своим пожилым родственникам и справляйтесь об их проблемах, а также о здоровье. Если они страдают слабоумием или потерей памяти, обязательно вооружите их сопроводительными записками со всеми данными, удостоверяющими личность. Старайтесь не терять друг друга, чтобы потом не искать...

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика