Фото: YAY/ТАСС
В связи с непростой экономической ситуацией в стране юридические компании фиксируют заметный рост числа трудовых споров. Работники, чьи права тем или иным образом были ущемлены, стали чаще обращаться за помощью. Автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин рассказывает о том, как добиться своего в индивидуальных спорах с работодателями.
По словам юристов, участились случаи невыплат или задержек заработных плат, одностороннее уменьшение выплат, незаконное увольнение, а также сокращение персонала. Нередко это обусловлено тем, что в последнее время стали не выполняться некоторые контрактные обязательства между партнерами, компаниями, организациями и предприятиями. Существенная доля подобных провальных обязательств связана с международной торговлей, где наблюдается серьезный спад.
Но и на внутреннем рынке не все так уж спокойно. У отечественных предпринимателей порой действительно нет денег, чтобы рассчитаться со своими сотрудниками. Ну например, скажем, компания выиграла тендер на строительство дорог, а денег от заказчика по тем или иным причинам так и не получила. С работниками заключены контракты, фирмой взяты определенные обязательства, но платить людям нечем. Отсюда и возникают трудовые споры и разбирательства. Все это тенденции, что называется, в духе сурового современного экономического времени.
Фото: Kuerbs, B./picture alliance/Arco Images G/DPA/ТАСС
Жертва кризиса или начальника-самодура
Возможно, компания, где трудилась одна из наших читательниц, написавшая нам письмо, также стала заложницей изменившихся экономических обстоятельств. А сама героиня моего рассказа Галина Б. стала лишь очередной жертвой разыгравшегося кризиса. Возможно... Однако, если верить тому, о чем написала нам Галина, методы оптимизации кадров, которые применялись в ее фирме, называть цивилизованными, мягко говоря, не приходится...
Итак, из письма Галины Б. следует, что ее карьера в новой компании начиналась, на первый взгляд, вполне себе успешно. Не прошло и года, как ее повысили. Открывались карьерные перспективы со всеми приятными вытекающими последствиями. Но приключился кризис, и неожиданно все изменилось...
В общем, что произошло между работником и его работодателем в том злополучном сентябре, на самом деле понять трудно. Однако очевиден тот факт, что сотрудника стали принуждать уволиться по собственному желанию. Мол, напиши сама, по собственному, чтобы нам, дескать, не пришлось изобретать для тебя статью для увольнения.
Знакомая ситуация? Да уж, к сожалению, это стандартная постановка вопроса, когда работодатель хочет разорвать трудовые отношения с неугодным сотрудником и начинает его шантажировать. Считаю, что угодных так и по такой статье не увольняют.
Так вот, что дальше... Галина Б. пишет, что увольняться с такой формулировкой она не захотела и впервые назвала вещи своими именами: мол, все это незаконно! Тогда, видимо в надежде на слабые нервы сотрудницы, руководство Галины принимает решение о ее переводе в другой город. Но и здесь грамотная сотрудница нашлась, что написать в заявлении об отказе, сославшись на выдержку из приказа:
О реакции босса Галины можно только догадываться... Но последствия не заставили себя долго ждать. Из заявления в Государственную инспекцию труда:
Врач выдал мне таблетку и поставил укол. Было зафиксировано очень высокое давление, из-за этого рвота, головокружение (ранее не обращалась). Тем самым противозаконными действиями руководства был нанесен ущерб моему здоровью. С работы меня по состоянию здоровья никто не отпустил!"
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Советы профессионала
Как вы, надеюсь, помните, в рубрике "Секреты профессии" я стараюсь привлекать независимых экспертов, пожелавших остаться неизвестными. Делаю я это с одной целью. Полагаю, что регалии и статус, публичность и узнаваемость – все это не всем и не всегда позволяет рассказать журналисту о проблеме все до мелочей и в полном объеме.
Поэтому поговорим о ситуации Галины Б. с одним из моих тайных респондентов. Тем более что обращение нашей героини в трудовой инспекции рассмотрели и рекомендовали обратиться в суд согласно установленным срокам. Так куда же жаловаться на незаконные действия со стороны руководителей и что предпринимать?
Но в данном случае речь идет об индивидуальном трудовом споре. А это уже епархия суда. И, если работодатель не идет на контакт, не нужно терять время, необходимо обращаться сразу туда.
И вот почему. Очень важно помнить, что существуют крайне сокращенные сроки подачи заявлений в суд. Многие граждане (работники по найму) этого просто не знают и допускают просрочку. Согласно статье 392 Трудового кодекса, для обращения в суд у работника есть три месяца. А по спорам об увольнении он должен обратиться в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
К нам же, к юристам, зачастую обращаются лишь тогда, когда все сроки уже прошли. Люди сначала пытаются самостоятельно писать в различные инстанции, вплоть до администрации президента и мэрии Москвы. А потом, узнав об истекших сроках рассмотрения заявлений, удивляются и от незнания критикуют существующие законы. Многие надеются на помощь государственных органов, что мол, они во всем разберутся. Однако следует помнить, что ответ оттуда действительно получить можно, а вот сроки реального рассмотрения жалобы в суде могут уже безвозвратно пройти.
По факту давления на Галину Б. относительно ее увольнения "по собственному желанию". Конечно, работодатель не вправе этого делать. Но излагаемые факты психологического прессинга требуют подтверждения, например при рассмотрении ее дела в том же суде. Подобные "пожелания" работодателя необходимо записывать на диктофон. Если вас заставляют написать заявление по собственному желанию и шантажируют тем, что уволят по другой какой-нибудь "страшной" статье, по которой вы якобы в дальнейшем и вовсе никуда не устроитесь, смело фиксируйте факты подобных угроз. Привлекайте свидетелей, если таковые найдутся и согласятся вам помогать. Сохраняйте переписку с руководством. Берегите копии входящих заявлений, обращений, жалоб и ответы на них.
Что касается принудительного перевода на другое место работы Галины, то вообще изначально нужно смотреть, предусмотрена ли была такая возможность контрактом. Если принудительный переезд обосновывается служебной необходимостью, то это должно быть отражено в трудовом договоре. В этом же документе также должно быть указано место расположения фирмы и, соответственно, если условия труда меняются, а договор этого не предусматривает, то работник вправе отказаться.
Нередко перспективой переехать к черту на кулички пугают неугодных сотрудников. Все это делается, лишь бы тот поскорее написал заявление.
Трудовое законодательство непростое, и разобраться в нем обывателю бывает крайне затруднительно. Поэтому если есть финансовая возможность, убежденность в своей правоте, моральный настрой на достижение результата и уверенность в благоприятном исходе дела, то лучше все же обращаться к юристам.
Конечно, во время кризиса, а тем более на грани увольнения далеко не все могут себе это позволить. Ведь в таком случае придется оплачивать юридические консультации, документооборот, ведение переговоров и прочее. Так что, конечно, свои претензии необходимо соизмерять со своими финансовыми возможностями.
Пока суд да дело
И все же индивидуальный трудовой спор можно до суда не доводить. По словам моего тайного респондента, шансы на то, чтобы добиться справедливости в споре с работодателем в досудебном порядке, не так уж и малы. Опираясь на свою практику, эксперт указывает на то, что в большинстве случаев, если, конечно, у компании есть деньги и желание уладить конфликт мирно, многие трудовые споры заканчиваются в пользу ущемленных в своих трудовых правах сотрудников.
Люди получают все, что им когда-то обещали, а нередко еще и сверх того. То есть многие споры реально регулируются путем переговоров с работодателем. Иными словами, вопрос можно решить непосредственно до обращения в трудовую инспекцию или в суд. Как правило, если сторонам удалось договориться без шума и скандалов, то все остаются довольны, и юристы тоже.
Если же сотрудник действует в одиночку, не подключая грамотных юристов, то зачастую работодатель относится к его действиям несерьезно. Ведь не факт, что работник окажется юридически грамотным: уложится со своим обращением в установленные сроки, правильно напишет заявление и т.д. В таких ситуациях руководители компаний занимают выжидательную позицию: мол, ну-ну, посмотрим, как далеко зайдет это товарищ! И действительно, редко когда гражданин справляется с этими проблемами самостоятельно.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Конечно, инспекция по труду – серьезная и влиятельная организация. Она в состоянии приостановить деятельность компании или предприятия. Инициировать судебные разбирательства. И все же тех, кто полагает, что трудовая инспекция вмиг решит все трудовые споры и проблемы между работником и работодателем, спешу разочаровать. Это заблуждение.
Трудовая инспекция не занимается восстановлением нарушенного права. Инспекция может выдать предписание об устранении того или иного нарушения, но, например, обязать кого-то выплатить вам зарплату или запретить вас увольнять она не может.
Сделать это может только суд! Сотрудники трудовой инспекции могут проверить какие-то документы компании, выехать на место для выявления нарушений или несоблюдения требований. Однако не факт, что они обнаружат и подтвердят заявленные вами нарушения. Не забывайте и о том, что любая проверка, инициированная вами, может в конечном итоге лишь усугубить ситуацию.
Учитесь договариваться. Худой мир, как известно, лучше доброй войны. Используйте весь свой миролюбивый арсенал средств, навыков, знаний и умений, тогда, возможно, вашу позицию услышат и примут. Пусть и не с первого раза.
Действуйте грамотно, решительно, а главное, правильно! И не повторяйте чужих ошибок!