Фото: m24.ru
Московское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) начало возбуждать дела в отношении торговых центров за рекламу алкоголя, сообщила M24.ru замруководителя УФАС Ирина Климкина. Штрафы грозят "Европейскому" и "Атриуму", которые рекламировали водку вдоль эскалаторов, на растяжках в перекрытиях между этажами и на больших экранах. А магазин "Глобус Гурмэ" обжаловал штраф 200 тысяч рублей.
Напомним, что в 2013 году вступили в силу поправки в закон "О рекламе", которые разрешают рекламу алкогольной продукции крепостью 5% и выше только в стационарных торговых объектах, где продается спиртное. Владельцы ТЦ разместили рекламу водки, исходя из того, что в составе их торговых комплексов есть алкогольные магазины. Однако антимонопольная служба признала это нарушением закона о рекламе, поскольку информация была видна посетителям всего ТЦ, а не только алкогольных отделов.
Столичное управление ФАС возбудило уже три дела по факту размещения рекламы алкоголя в торговых центрах и магазинах, сказала Ирина Климкина. Помимо "Глобус Гурмэ", которым выписали штраф 200 тысяч рублей еще в конце августа, нарушения нашли в ТЦ "Европейский" и "Атриум".
"В "Европейском" реклама водки "Цельсий" находилась на эскалаторах, перекрытиях между этажами и стеклянных ограждениях. Рекламу "Хортици" в "Атриуме" транслировали на светодиодных экранах, на что нам пожаловались посетители. А "Глобус Гурмэ" разместил рекламу водки Beluga непосредственно рядом с витриной, и ее могли видеть пешеходы, которые не являлись посетителями магазина", - сказала Климкина.
В итоге комиссия УФАС признала владельцев торговых объектов нарушителями ч. 2.1 ст. 21 закона "О рекламе", которая вступила в силу в январе 2013 года. ООО "Столичная торговая компания", которой принадлежит сеть "Глобус Гурмэ", 20 августа уже была оштрафована на 200 тысяч рублей. Материалы по штрафу в отношении владельца "Европейского" ЗАО "Киевская площадь 1" и ЗАО "Ингеоком", который управляет ТРЦ "Атриум", еще находятся в работе.
"Дела являются прецедентными для антимонопольной практики. Позиция нарушителей базировалась на том, что в торговых комплексах есть магазины, реализующие алкогольную продукцию, поэтому они могут ее рекламировать. Однако спорная реклама была размещена не в этих магазинах, а в общих помещениях - на экранах и перекрытиях между этажами", - отметила Климкина.
По мнению антимонопольщиков, запрет на рекламу алкоголя вне мест продажи основан на том, что недопустимо привлекать внимание граждан к такой продукции, стимулировать потребление спиртного.
"Поэтому реклама, которая сообщает любым посетителям торгового центра о возможности зайти в магазин и купить алкоголь, противоречит нормам закона "О рекламе" и социальным целям ограничения. Реклама алкогольной продукции крепостью более 5% должна быть размещена таким образом, чтобы ее видели только посетители магазина, где торгуют спиртным. В то же время реклама внутри торговых центров пива и других слабоалкогольных напитков не запрещена", - заключила Климкина.
В "Европейском" сказали, что уже сняли рекламу "Цельсия". "В настоящее время вся реклама водки удалена со всех рекламных поверхностей в "Европейском". Считаем инцидент исчерпанным", - сказала M24.ru представитель отдела рекламы "Европейского" Инна Соколовская.
В "Столичной торговой компании" сообщили, что обжаловали решение УФАС в Арбитражном суде Москвы. Оператор сети "Глобус Гурмэ" утверждает, что никакой рекламы алкоголя не было: просто на прилавке в магазине стояли бутылки Beluga, которые было частично видно с улицы.
"Алкогольная продукция была выставлена внутри магазина. Витрины нельзя загораживать, поэтому любой товар можно увидеть с улицы. Был виден торговый прилавок, на котором стояла, в том числе, алкогольная продукция. Мы не считаем, что это является рекламой алкоголя, поэтому обжаловали решение антимонопольного органа в Арбитражном суде. Дата рассмотрения дела пока не назначена", - пояснили в "Столичной торговой компании".
ЗАО "Объединение "Ингеоком" отказалось от комментариев.
Всего с начала года московские антимонопольщики получили более 2 тысяч жалоб на рекламу. Более половины из них касаются SMS-спама.
Исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе организации "Деловая Россия" Дмитрий Крючков считает, что нормы закона о рекламе, ограничивающие рекламу алкоголя, нуждаются в уточнении. "Cтационарным торговым объектом может считаться как вся территория торгового центра, так и непосредственно отдел, где продается спиртное. Должны быть выпущены пояснения. То же самое касается вопроса, является ли сама алкогольная продукция, выставленная на обозрение в витрину, рекламой", - отметил Крючков.
Главный редактор "Алкоголь.ру" Михаил Смирнов полагает, что регулятор, запрещающий рекламу алкоголя в торговых центрах, "цепляется к мелочам".
"Местом продажи надо считать магазин или торговый комплекс в целом. Нет смысла скрывать от людей, что продается алкоголь, они и так об этом знают. Закон о рекламе действует беспощадно, мешая развитию алкогольной отрасли. Под запрет попала практически любая публикация, которая так или иначе связана с алкоголем, "винная" пресса загублена. Российские вина получают призы на международных конкурсах, а никто об этом не знает", - посетовал Смирнов.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин поддерживает запрет на рекламу алкоголя за пределами конкретных магазинов или отделов, торгующих спиртным.
"С точки зрения снижения доступности алкоголя это правильно. Более того, с моей точки зрения, в магазинах надо повесить социальную рекламу, рассказывающую о вреде алкоголя. Спиртное же должно продаваться только в специализированных отделах за закрытой дверью, в которые не пускают в те часы, когда ограничена продажа алкоголя, а охранник на входе проверяет паспорта", - сказал Шапкин.
Отметим, что на днях в Госдуму внесли законопроект, запрещающий продавать спиртное в магазинах на первых этажах жилых зданий.
София Сарджвеладзе