Сергей Собянин. Фото: mos.ru
Министерство регионального развития и Министерство экономического развития РФ поддержали предложения мэра Москвы Сергея Собянина о передаче столице ряда федеральных полномочий.
По информации газеты "Известия", об этом ведомства в начале сентября сообщили российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву. Сергей Собянин просит отдать городу около десятка функций, которые сейчас исполняют федеральные ведомства.
В частности, столица намерена забрать у Федеральной антимонопольной службы контроль за московской наружной рекламой, а у МВД — контроль за рекламой на дорожных знаках и автомобилях. Также власти Москвы хотят вместо Минтранса заняться весовым контролем грузовиков и лицензированием автобусных пассажирских перевозок. У Роспотребнадзора Собянин намерен забрать функции санитарно-эпидемиологического и фитосанитарного контроля, в том числе на потребительском рынке Москвы. Кроме того, город хочет взять на себя надзор за строительством объектов метро, государственный земельный надзор и экологическое нормирование.
Активное обсуждение децентрализации полномочий началось в конце 2011 года. В декабре на заседании Госсовета под председательством Дмитрия Медведева был обнародован список из 105 полномочий федеральных ведомств, которые предлагалось со временем передать на региональный уровень. По мнению замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева, децентрализация полномочий может стимулировать развитие регионов и снизить существующие административные барьеры.
До 1 октября 2012 года правительство должно решить, с какими регионами и по каким направлениям оно заключит пробные соглашения. По предварительной информации, в проекте будут участвовать Москва и Пермский край. Эксперимент стартует 1 января 2013 года и продлится до 2015 года.
Между тем, предложения Собянина вызвали недовольство федеральных ведомств, функции которых хочет забрать мэрия. Роспотребнадзор выступает против передачи Москве санитарно-эпидемиологического контроля магазинов, рынков и общепита, поскольку опасается, что санитарный контроль станет чисто формальным.
Минтранс опасается, что передача весового контроля грузовиков на региональный уровень может привести к тому, что вес автомобиля будут проверять в каждом субъекте, где он проезжает. Лицензирование автомобильного пассажирского транспорта министерство не хочет отдавать по той причине, что в Москву прибывает множество междугородних автобусов. По мнению ведомства, контролировать такой транспорт необходимо на федеральном уровне.
А ФАС и МВД не хотят передавать регионам контроль за наружной рекламой, поскольку опасаются, что различные требования к рекламе приведут к нарушению "единства экономического пространства и добросовестной конкуренции". МВД напоминает, что разрешения на установку рекламных конструкций сейчас и так выдают городские власти. По мнению министерства, если передать мэрии еще и надзор, то это увеличит коррупционные риски.
По мнению экспертов, окончательные выводы о будущем пилотного проекта делать еще рано. Будет ли в передаваемых сферах наведен порядок, или децентрализация полномочий приведет лишь к перераспределению денежных потоков, станет ясно только в процессе реализации эксперимента.