Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
Весной следующего года памятник великому русскому поэту и писателю Александру Сергеевичу Пушкину на одноименной площади в Москве ждет серьезная реставрация. Монументу вернут первоначальный облик, а пространство вокруг него обустроят на старый лад. В преддверии масштабных работ m24.ru вспоминает историю знаменитого памятника, который вот уже почти 150 лет является одной из визитных карточек первопрестольной.
В поисках
Идея установки памятника "солнцу русской поэзии" вынашивалась более 40 лет: с момента гибели Александра Сергеевича в 1837 году до 1880 года, когда после множества отсрочек наконец была определена дата официальной церемонии открытия – 6 июня. Но для того чтобы эта дата замаячила на горизонте, инициаторам установки памятника, сменявшим в круговороте лет одни других, пришлось исходить немало длинных коридоров.
Предметный интерес к возведению монумента в Санкт-Петербурге в 1855 году первыми проявили чиновники Министерства иностранных дел, к которому какое-то время относился и сам поэт. Но их затея не нашла отклика у власть имущих.
В 1860 году эстафету подхватили лицеисты пушкинского и последующих выпусков. На этот раз правительство оказалось более сговорчивым, но на реализацию проекта не выделило ни копейки. Собранных собственными силами средств оказалось недостаточно.
В 1870 году очередным инициатором установки памятника стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея, усилиями которого к 1880 году удалось насобирать сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.
Параллельно со сбором средств был объявлен конкурс на лучший проект памятника, победителем которого стал талантливый скульптор Александр Михайлович Опекушин. Опекушин нарисовал множество эскизов, часть из которых была затем выполнена в глине и пластилине. В итоге выбор пал на тот вариант, который нам с вами хорошо знаком.
Скульптор изобразил поэта в полный рост. Высота памятника вместе с фигурой – 11 метров. Бронзовый Пушкин одет в длинный сюртук и плащ, в левой руке за спиной он держит шляпу. Задумчиво наклонив голову, Пушкин будто бы размышляет над одним из своих новых произведений. Пьедестал монумента украшают строки из его произведения "Памятник". Окружают памятник небольшие тумбы, увитые бронзовыми венками, по углам расположены чугунные фонари с четырьмя светильниками каждый.
Долгожданное открытие
Пять лет ушло на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из темно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж, которым руководил архитектор Иван Семенович Богомолов. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавлял принц Георгий Петрович Ольденбургский.
Первоначально памятник планировалось открыть 19 октября 1879 года, в годовщину открытия Лицея, но из-за повреждения одного из угловых монолитов постамента, дату открытия отложили. Новым днем открытия было назначено 26 мая 1880 года – день рождения поэта. Но и эту дату пришлось переносить. Причиной стал траур по императрице Марии Александровне, супруги Александра II и матери Александра III.
В итоге открытие состоялось 6 июня 1880 года в пасмурную погоду при огромном скоплении народа. Произнести торжественные речи в этот день прибыли Тургенев, Достоевский, Майков, Полонский, Плещеев и многие другие выдающиеся личности. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина выступили историки Николай Саввич Тихонравов и Василий Осипович Ключевский.
Переезд Пушкина
Первоначально памятник Пушкину был установлен по другую сторону Тверской улицы – на Страстной площади (известной теперь как Пушкинская), в начале Тверского бульвара. Находясь на некотором отдалении от проезжей части, он в некотором смысле был изолирован от больших открытых пространств.
Взору Пушкина открывался Страстной монастырь, стоявший напротив через дорогу с середины XVII века. В советский период монастырь был упразднен, и в его стенах в 1929 году разместился Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. В 1937 году в ходе реконструкции улицы Горького, как к тому моменту стала называться Тверская, а также Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были вовсе снесены.
Фото: wikimedia.org
В 1950 году было принято решение о переносе памятника на противоположную сторону улицы Горького. Монумент предстояло по рельсам передвинуть на 104,4 метра и развернуть в нужном ракурсе. На всю операцию, в которой были использованы последние достижения техники тех времен, потребовалось шесть часов. Так памятник Пушкину обрел новый адрес прописки, перебравшись на место снесенной колокольни Страстного монастыря. А заодно немного прибавил в росте благодаря бетонному фундаменту, поднявшему уровень основания монумента.
В 1961 году в восточной части бывшего монастыря открыли кинотеатр "Россия" работы архитектора Ю.Н. Шевердяева. Так Александр Сергеевич обрел тот неизменный фон, на котором запечатлен на всех фотографиях и открытках.
Цензура во всем
Не многие знают, но изначально строки стихотворения Пушкина "Памятник", высеченные на монументе, отличались от оригинала. Дело в том, что по соображениям цензуры Василий Андреевич Жуковский заменил строки "Что в мой жестокий век восславил я Свободу" на нейтральные "Что прелестью живой стихов я был полезен", что для сохранения рифмы вынудило его подправить еще одну строчку.
Таким образом на памятнике располагались вот такие строчки:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что прелестью живой стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.
Четверостишие с другой стороны монумента передано в неизменном виде:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
В 1936 году при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта текст стихотворения решили заменить на оригинальную версию. Заодно и орфографию поменяли на современную.
Создателем памятника стал все тот же скульптор Опекушин, многочисленные эскизы которого пришлись кстати в северной столице. Архитектором стал Николай Леонтьевич Бенуа, постамент из черного мрамора выполнен по проекту А.С. Лыткина. На каждой из сторон размещена надпись. Указаны годы жизни, выбиты строки из "Медного всадника". Сама фигура поэта со скрещенными на груди руками пристально смотрит вдаль.
Клумба и столбики
В ходе реставрационных работ, запланированных на весну следующего года, демонтируют цветочную клумбу возле памятника, так как из-за нее к фундаменту поступает влага, которая негативно сказывается на его состоянии. На самой фигуре Пушкина специалисты очистят металл, уплотнят и восстановят патину, защищающую металл от окисления.
Кроме того, чугунные фонари, расположенные по периметру композиции, приведут в первоначальный вид: их очистят от старой краски и следов коррозии. Будут восстановлены также исторические декоративные ограждения из 20 гранитных столбиков и расположенных межу ними 20 бронзовых венков и гирлянд.
"Таким образом, в процессе проведения комплексных реставрационных работ планируется полное восстановление как авторского замысла, так и исполнения, а также системы крепления декоративного ограждения", – подчеркнули в департаменте культурного наследия.
Кроме того, там отметили, что на время реставрации монумент останется на своем месте. Все работы будут происходить непосредственно на площади. Стоит отметить, что за время существования памятника он реставрировался дважды – в 1993 и 2003 годах.