Фото: imdb.com
Главная тема главных фильмов недели – как страшно жить с интернетом. Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым десктоп-хоррор "Убрать из друзей" пугает духом мертвой, вселившимся в макбук, а снятый американской документалисткой Пойтрас фильм об откровениях Эдварда Сноудена – правдой о тотальной слежке за пользователями компьютеров и мобильных устройств. Забыть о Большом Брате можно только на хэви-металлическом фильме-концерте или на совсем уж безобидном спин-оффе "Гадкого Я".
Убрать из друзей
Помните, как мы когда-то дрожали на "Ведьме из Блэр"? Все эти намеки на нечто очень страшное, но так и не попадающее в кадр? Моду на "найденный киноматериал", которую еще десять с лишним эксплуатировали режиссеры хорроров? Так вот, выпущенный студией Тимура Бекмамбетова триллер "Убрать из друзей" – примерно то же самое. И по степени восхитительной режиссерской дерзости (снять фильм целиком на экране лэптопа? Такое уже пытался сделать Начо Вигалондо в "Открытых окнах" с Сашей Грей. Но заменить актеров текстовыми сообщениями в Фейсбуке и искореженной картинкой в окошке Скайпа? На это решились только режиссер Леван Габриадзе и его сценарист Нельсон Гривз).
И по уровню напряжения, и по степени художественного изящества (о, этот неловкий момент, когда в твой приватный сеанс секса по Скайпу врывается толпа ржущих приятелей) "Убрать из друзей" описывает малообъяснимые и жуткие события полутора часов из жизни одной компании американских подростков, обычных персонажей тин-драмы с их обычными недостатками и достоинствами. Веселых и безответственных любителей приколоться, не подумав – собственно, фильм и начинается с такого веселого прикола. Только вдруг оказывается, что шутки тут шутит дух их мертвой приятельницы, незадолго до этого прострелившей себе голову на автостоянке.
Дух (или та непонятная сила, которая пишет угрожающие месседжи с Фейсбук-аккаунта покойницы) требует отмщения и принимается выводить бывших друзей на чистую воду, частично используя вместо досье кэш интернета, частично выбивая из них признания смертельной угрозой. Конечно, с логикой тут не все всегда ок – к примеру, совершенно непонятно, как именно интернет-всезнайка заставляет нормальных, в общем-то, ребят совать пальцы в блендер или кромсать самих себя ножом.
Но, в общем, мораль ясна и вполне справедлива – сеть знает о тебе больше чем ты сам. Сомневаетесь? Спросите у Эдварда Сноудена.
Фото: imdb.com
Citizenfour: правда Сноудена
"Твой мобильник следит за тобой" – вот, в общем, и вся правда Сноудена, о которой мы и так догадывались. Но в фильме Лауры Пойтрас, снимавшей Сноудена еще в начале того пути, который привел бывшего сотрудника АНБ в транзитную зону Шереметьева, важны не только откровения о тотальной слежке АНБ и ЦРУ за своими – и не только своими – гражданами, но детективно-комедийный элемент. Действие тут разворачивается, с одной стороны, в телевизоре, стоящем в номере гонконгского отеля, где Сноуден сливал информацию журналистам Guardian и Washington Post .
В телевизоре врут, лжесвидетельствуют и снова врут. А в самом номере тихий и немного испуганный сисадмин в очочках дает краткие уроки шифрования данных и безопасного поведения в интернете. В моменты особого обострения паранойи он залезает вместе с лэптопом под одеяло с головой. Спутники NASA – от них ведь так просто не скроешься.
Фото: imdb.com
Миньоны
Кстати, о спутниках – на этой неделе в прокат выходит фильм о миньонах, лимонно-желтых тварях, как рыбы-прилипалы сопровождающих по жизни всех суперзлодеев мира (так во всяком случае утверждает легенда фильмов про Гадкого Я, в которых миньоны впервые появились). Теперь миньоны обзавелись собственным фильмом. Но не новым хозяином.
Его, а, вернее, ее – даму в пурпурном, эти полулампочки, полулимончики будут искать в Нью-Йорке, на Уоллстрит. Никогда еще зло не было таким няшным (с нетерпением ждем какой-нибудь мультэкранизаци "Фауста").
Фото: imdb.com
Рок Апокалипсис
А вот кому потяжелее? Стреохроника WOA, главного хэви-металлического фестиваля в мире, проходящего в немецкой деревне под городком Вакен. Элис Купер, Motorhead, Deep Purple и прочие живые мертвецы рока (а также еще не умерший Rammstein или гражданин и поэт Генри Роллинз) сливаются в мирном басовом единении с толпами полуголых людей среднего возраста, упоенно валяющимися в свежей грязи и не без иронии трясущими хайером (у кого он еще сохранился).
Все очень уютно и по-семейному – то есть для родителя, ответственно подходящего к эстетическому воспитанию сына, "Рок Апокалипсис" представляется реальной альтернативой "Миньонам". Жаль только, что в кинотеатре нельзя попросить сделать погромче. Да, еще интересно было бы узнать, снижаются или повышаются во время фестиваля удои у вакенских коров (тема бэкстейджа в фильме вообще не то чтобы раскрыта).
Фото: imdb.com
Василий Корецкий