Новости

Новости

20 октября 2016, 14:04

Общество

Они управляют полетами: авиадиспетчеры о своей работе

20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Корреспондент m24.ru Маргарита Маслова побеседовала с сотрудниками Московского центра автоматизированного управления воздушным движением – вице-президентом Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Андреем Булиным и диспетчером подхода МЦ АУВД Владиславом Преображенским. О том, кого берут в авиадиспетчеры, как профессия влияет на повседневную жизнь, почему возникают диспетчерские ошибки, и стоит ли бояться грозы, – читайте в этом материале.

Диспетчерские будни

Авиадиспетчер обеспечивает безопасность полетов и воздушного движения. С помощью радиотелефонной связи он контролирует обстановку в небе и отдает пилоту команды, связанные с набором или снижением высоты, изменением курса полета и скорости воздушного судна. В воздухе так же, как и на дорогах, могут образовываться пробки: "трассы", по которым летают самолеты, очень часто пересекаются – диспетчер, в свою очередь, организовывает воздушное движение так, чтобы авиалайнеры не столкнулись на одной высоте.

– Как проходит рабочий день авиадиспетчера?

Андрей Булин: В столичном центре управления воздушным движением рабочий день начинается с инструктажа смены, в ходе которого сотрудник получает необходимую аэронавигационную и метеорологическую информацию. Затем диспетчер отправляется в зал по управлению воздушным движением и приступает к непосредственным обязанностям за своим рабочим местом, где он находится до тех пор, пока его не сменит коллега.

– Вы можете периодически отлучаться от рабочего места во время смены? Или работа настолько напряженная, что отойти никуда нельзя?

Андрей Булин: Согласно документации, диспетчер должен делать перерыв каждые два часа – в противном случае теряется концентрация внимания. При этом, рабочее место не пустует: коллеги постоянно меняются друг с другом. Диспетчеры тоже люди и могут отойти пообедать или попить кофе, как и на любой другой работе. Кроме того, воздушное пространство над Москвой отличается высокой интенсивностью, поэтому сотрудникам необходимо периодически отлучаться, чтобы, как говорится, взгляд не замыливался.

– Что привлекает вас в своей профессии больше всего?

Владислав Преображенский: Разнообразие в работе. Каждый день происходит что-то новое: новые экипажи, новые рейсы. Спектр обязанностей меняется вместе с погодой: например, если ветер поменяет свое направление, изменится и курс взлета с аэропортов, а вместе с ним появятся новые схемы вылетов и прилетов. Или новые воздушные конфликты при пересечении курсов самолетов.

– Что самое сложное в работе авиадиспетчера?

Владислав Преображенский: Погода и сильное интенсивное движение в воздушном пространстве над Москвой. Если движение еще можно как-то организовать, то с законами природы приходится мириться. При грозах небо становится похожим на муравейник, а экипажи просят изменить курсы полетов для обхода грозы, поскольку летать в грозовых облаках запрещено и очень опасно. При таких условиях никакой речи о полете по трассам идти не может. В воздухе начинается хаотичное движение самолетов, что повышает вероятность их схождения. В подобных ситуациях эфир радиообмена очень сильно забит, и авиадиспетчеру нужно быть предельно внимательным, разводя самолеты на разные высоты.

"Все современные воздушные суда оборудованы метеолокаторами, с помощью которых пилот может сам увидеть опасное погодное явление и запросить у диспетчера курс для обхода данного участка"

– Как проходит общение с пилотом? Вы общаетесь на "обычном" языке или пользуетесь какой-либо специальной кодировкой?

Андрей Булин: Общение происходит по радиотелефонной связи – это обычный язык, построенный на стандартной фразеологии радиообмена, необходимой для оптимизации эфирного времени.

Владислав Преображенский: Фразеологию радиообмена можно назвать авиационным языком – это специальный набор коротких команд и фраз для обеспечения безопасности полетов. При этом, допускается обычная разговорная речь. В кабине пилота может находиться друг, с которым можно обменяться парой дружеских фраз, либо попросить экипаж передать "привет" одному из пассажиров самолета. Такие вещи, конечно же, можно делать только в тех случаях, когда это не влияет на безопасность экипажа.

Как устроена работа авиадиспетчеров

– Расскажите о процессе вашей коммуникации с метеослужбами. Действительно ли погода так сильно влияет на воздушное движение? Как вы справляетесь со стихией?

Андрей Булин: Общение с метеослужбами обычно касается вышек, обеспечивающих взлет и посадку самолетов. Если говорить про влияние погоды, то для самолетов может быть опасна грозовая облачность. Однако все современные воздушные суда оборудованы метеолокаторами, с помощью которых пилот может сам увидеть опасное погодное явление и запросить у диспетчера курс для обхода данного участка. Как правило, о погодных условиях сообщают на инструктаже еще вначале рабочего дня. Соответственно, мы всегда готовы к тому, что экипаж может поменять свой курс в связи с неблагоприятной погодой.

Владислав Преображенский: Перед началом каждой смены метеоролог рассказывает о текущей и прогнозируемой погоде на аэродромах и воздушных трассах. В зависимости от погодных условий с самолетом случается многое: его может сильно "тряхнуть" от ветра, бывает, что на краях крыла образовывается лед и так далее. Диспетчеры в таких ситуациях обязаны сообщить пилоту о возможных сложных метеоусловиях на трассе или в районе взлета и посадки самолета.

Диспетчерские ошибки

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Какие диспетчерские ошибки встречаются чаще всего? Почему они возникают, и как их предотвратить?

Владислав Преображенский: Самые распространенные ошибки связаны с высотами самолетов. Когда самолету необходимо снижаться, на его пути могут встретиться попутные, либо встречные авиалайнеры – это и создает так называемый конфликт. Чтобы его избежать, нужно "пересечь" занятые другими самолетами высоты, не нарушив безопасные интервалы. Если же это не получается и диспетчер допускает ошибку, на самолетах срабатывает система предупреждения об опасном столкновении, которая выдаст указание экипажу воздушного судна на изменение высоты для избежания столкновения с другим авиалайнером. В этом случае команды диспетчера отходят на второй план до разрешения ситуации. Ошибки встречаются и среди пилотов – зачастую это неправильное подтверждение экипажем команды диспетчера. Избежать таких неприятностей можно, если внимательно слушать эфир и анализировать воздушную обстановку в небе.

Андрей Булин: Одними из причин ошибок диспетчера являются несовершенство структуры воздушного пространства и устаревшее оборудование, которое еще не успели заменить. Также велика вероятность ошибок в часы пик, которые есть не только на дорогах, но и на небе. Как правило, это вечернее время пятницы и воскресенья, праздники и сезон отпусков – больше всего нагрузок приходится на конец августа.

"Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни. Например, сидя в самолете в качестве пассажира невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент"

– Насколько велика роль человеческого фактора в этом контексте?

Андрей Булин: Очень высока. Наша работа – один сплошной человеческий фактор. С ним связано большинство ошибок пилотов и диспетчеров. К сожалению, человек имеет свойство ошибаться. В этой связи установленная на борту самолета система предупреждения столкновения в воздухе очень подстраховывает – часто она является последней зацепкой для экипажа в различных форс-мажорных ситуациях.

Владислав Преображенский: Пока в этой сфере работают люди, человеческий фактор будет присутствовать всегда. Нам же остается только работать над тем, чтобы сводить его к минимуму. Как правило, после каждой ошибки пилота или диспетчера проводится анализ ситуации. Каждую ошибку подробно разбирают, чтобы не повторить ее впредь.

Таких берут в авиадиспетчеры: как стать "режиссером" воздушного движения


Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Как проходит отбор в авиадиспетчеры? Какими качествами должен обладать хороший кандидат?

Андрей Булин: Кандидату в диспетчеры нужно пройти медкомиссию и профессиональный отбор. Врачи проверяют будущего сотрудника на наличие каких-либо хронических заболеваний, а специалисты отрасли, в свою очередь, должны определить, может ли человек работать диспетчером в принципе. Как в музыке: если у человека нет врожденного слуха, ему будет очень сложно состояться в этой области. Так же и у диспетчеров, которые обязательно должны обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, быстрота принятия решений, хорошая память и умение работать в команде. Эти качества могут выявить профессиональные тесты.

Владислав Преображенский: Помимо внимательности и хорошей реакции, диспетчеру необходимо обладать отличным пространственным мышлением, чтобы человек мог представить себе воздушное судно в трех плоскостях, учитывая изменения его высоты, скорости и курса полета, а также положение авиалайнера по отношению к другим самолетам. Кроме того, при трудоустройстве необходимо иметь успешно сданный экзамен по английскому языку для авиадиспетчеров по шкале ICAO – результат должен быть не ниже четвертого уровня.

– Достаточно ли диплома о высшем образовании, чтобы человек сел за диспетчерский пульт? Или организация проводит дополнительное обучение прежде, чем сотрудник приступит непосредственно к работе?

Андрей Булин: Процедура приема на работу в нашей сфере, в принципе, достаточно стандартная. Тем не менее, прохождение предварительной стажировки является обязательным условием для молодого специалиста. В первую очередь, диспетчер должен освоить оборудование, на котором ему предстоит работать, ознакомиться с зоной своей ответственности, изучить специфику сектора или района. Все действия контролируются диспетчером-инструктором. По окончании стажировки, примерно через полгода, специалиста еще раз проверяют и принимают решение, готов ли он приступить к своим обязанностям или нет. Если необходимо, стажировку могут продлить.

– Как проверяют специалистов по окончании стажировки?

Андрей Булин: Сотрудник должен пройти испытания на специальном тренажере и сдать зачеты. Но это не физика и математика, которые мы сдавали, например, в училище, а специальные дисциплины, связанные с безопасностью полетов, летно-техническими характеристиками самолетов, фразеологией радиообмена, знанием нормативных документов и так далее.

– Существуют профессиональные сферы, в которых наличие профильного образования не играет решающей роли при трудоустройстве. Насколько специализация и наличие вузовской подготовки важны для авиадиспетчеров? Можно ли освоить вашу область самостоятельно?

Андрей Булин: "Самоучек" в нашей сфере нет, поскольку в данном случае цена профессиональной ошибки может оказаться слишком высокой. Диспетчеров готовят в авиационных вузах. Таких, как МАИ. Однако бывают случаи, когда работодатель принимает сотрудников с различным высшим инженерно-техническим образованием и отправляет их на годичные курсы, подготавливающие специалистов непосредственно по профессии диспетчера. После курсов человек проходит стажировку, и только потом его могут взять на работу.

– Где готовят авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: В России не так много мест, где обучают конкретно по этой специальности. Как правило, высшее образование авиадиспетчера получают в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Среднее – в Красноярске. Без диплома о высшем образовании на работу не примут, потому и "самоучек" в нашей профессии нет.

"А девушки потом": чем живут диспетчеры, помимо самолетов

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Первым делом самолеты, а девушки потом. Насколько эту фразу можно применить к авиадиспетчерам? Влияет ли работа в авиации на семейную жизнь?

Владислав Преображенский: От части. От нас зависит безопасность не только пилотов, но и пассажиров, поэтому все личные проблемы мы стараемся оставлять за пределами работы. В крайних случаях авиадиспетчера могут подменить.

Андрей Булин: Наоборот, девушки всегда на первом месте (смеется). Более того, сегодня в авиации работают и представительницы прекрасного пола.

– Существуют ли какие-нибудь хобби, особенно популярные в кругах авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: Безусловно, после работы нам необходим отдых, мы же не машины. Каждый занимается, чем хочет. Главное, чтобы это не вредило здоровью. Кто-то увлекается спортом или музыкой, кто-то играет в театре. Некоторые даже умудряются путешествовать по разным странам между сменами.

Андрей Булин: Многие коллеги любят спорт и рыбалку. В частности, в Московском центре управления воздушным движением открыты спортивные секции для работников. Среди сотрудников периодически устраиваются футбольные матчи и другие турниры.

"Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными"

– Авиадиспетчер – это только профессия или образ жизни?

Андрей Булин: Для меня это скорее работа, связанная с тем, что не всегда можно вовремя вернуться домой. Чем серьезней ты относишься к своему делу, тем меньше вероятность того, что на работе или в жизни произойдет что-то негативное.

Владислав Преображенский: Трудно ответить. Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни. Например, сидя в самолете в качестве пассажира, невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент. Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными.

Маргарита Маслова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика