Департамент образования Москвы опубликовал обновленный рейтинг столичных школ. Эксперты рассказали m24.ru, нужно ли пытаться устроить своих детей в школы из ТОПа рейтинга.
Фото: m24.ru/Михаил Колобаев
В 2016–2017 учебном году рейтинг образовательных учреждений строится на базе восьми блоков показателей:
- ЕГЭ, ОГЭ и диагностика. Причем по ЕГЭ учитывается суммарное количество баллов за три основных экзамена – от 160 до 300 (если результат ниже, он не учитывается). И рейтинговые баллы даются за каждого ученика. За удаление с госэкзамена учеников сумма баллов может уменьшится в разы.
- Московские и всероссийские олимпиады. Параметр имеет высокий удельный вес, больше всего баллов получают победители финального этапа Всероссийской олимпиады.
- Работа со школьниками с ограничением здоровья. Любой результат такого ребенка на ЕГЭ умножается на коэффициент (3 или 5), а также общие баллы школы умножаются на коэффициент инклюзии,
который зависит от количества детей с ограничениями здоровья в конкретной школе. - Соревнования профессионального мастерства. Оценка рассчитывается по итогам соревнований "JuniorSkills Russia" и "WorldSkills Russia", Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата "Абилимпикс" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Социально-культурные олимпиады. Сейчас параметр рассчитывается по результатам участия школьников в московских олимпиадах "Музеи. Парки. Усадьбы" и "Не прервется связь поколений".
- Профилактика правонарушений. От пяти сотых до половины балла дают за учеников 7-11 классов, не совершавших правонарушения в течение года.
- Спортивные достижения. Баллы начисляются за призовые места в президентских состязаниях и спортивных играх, а также в московском чемпионате по баскетболу "Победный мяч" и в соревновании по шахматам "Белая ладья".
- Перевод из детского сада. За каждого воспитанника детского сада, переведенного в школу того же образовательного центра, начисляется одна десятая балла.
Рейтинги школ, а не знаний
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Заместитель председателя Московского родительского комитета Руслан Ткаченко считает, что родителям не стоит сильно доверять рейтингу. По его словам, родители сами знают, какие школы хорошие, но в них не могут попасть.
"Когда школа хорошая, родители без всяких рейтингов это знают и туда пытаются все попасть, но тут начинается проблема с очередью. Много лет Москва пытается найти способ решения этой проблемы. То вводит в условия, что в школу могут попасть дети только по регистрации, потом вводят привязку к приписке, чтобы остальным не было возможности попасть в школу из-за ограниченного количества мест", – посетовал он.
От рейтинга выигрывают только "крутые" школы
"Таким образом, выиграют от рейтинга только те школы, которые очень "крутые". Конкурс на поступление в них высокий и они могут выбрать наиболее сильных учеников, а остальным отказать по причине ограниченности мест. Они единственные, кто выигрывает от рейтинга. Зачем он нужен, если школы не могут взять больше, чем они вмещают. А школы строятся по количеству людей, проживающих в районе", – подчеркнул Ткаченко.
Зампред столичного родительского комитета считает, что в погоне за рейтингом некоторые школы забывают о том, что лучше для учеников.
"В одной из школ Москвы был предприниматель, который взял шефство над одной из школ и проводил уроки труда на своем подсобном хозяйстве и продвигал идею предпринимательства. Многие ученики после окончания уходили к нему работать или в подобные структуры. Но через три года школа с ним прекратила отношения — дети, которые могли сдать ЕГЭ и уйти в университет, вместо этого реально шли работать. И у школы просели рейтинги, так как выпускники не попадали в университеты", – рассказал собеседник m24.ru.
Руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин также считает, что рейтинг формируется по формальным критериям, которые не отражают реальную действительность.
Публичный рейтинг – это средство манипуляции
"Рейтинг в большей степени внутренний, который позволяет департаменту управлять системой, но никак не отражает действительность и показатели, которые могли бы учитывать родители при устройстве в школу. Бывает, что школьники выдают высокие показатели, но образовательная организация находится в середине списка или внизу списка, так как у них просто не хватает масштаба по количеству обучающихся, по объему финансирования и так далее", – отметил эксперт.
По его словам, публичный рейтинг – это прежде всего средство манипуляции. "Тут, возможно, есть давление на педагогические коллективы, на руководство школ, стремление подтолкнуть какие-то коллективы к объединению школ. Это вопрос чистой воды манипулятивный", – подчеркнул он.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Панин добавил, что нужно более разумно подойти к формированию критериев рейтинга, а родителям необходимо самим выбирать нужную школу для своего ребенка – не по рейтингу.
"Например, параметр по обучению детей-инвалидов необходим, но он должен иметь разумный вес в общей сумме баллов. Я не считаю, что он должен перевешивать другие критерии, которые необходимы при учете окончательного результата. Нужно про это думать, но тут вопрос в соотношении веса этих коэффициентов", – заключил собеседник m24.ru.
В рейтинге 2014–2015 учебного года впервые учитывались количество нарушений, допущенных выпускниками во время сдачи ЕГЭ, эффективность работы школы с правонарушителями, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная работа школьников. Кроме того, баллы начислялись за количество детей, перешедших из дошкольного отделения в школьное той же школы.
В прошлом году уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева предложила при составлении рейтинга школ учитывать уровень воспитанности учеников, а не только их успеваемость. По ее словам, сейчас при составлении рейтинга учитываются показатели сдачи ЕГЭ, участие детей во всероссийских и международных олимпиадах, при этом не оценивается уровень их воспитанности и микроклимат в учебном учреждении.