Фото: ИТАР-ТАСС
До 1 ноября проект единой концепции учебника по отечественной истории будет окончательно доработан и представлен на рассмотрение президенту России.
Создатели концепции уверяют - учебников, как и прежде, останется много. Их авторам лишь будет рекомендован перечень основных дат, событий и персоналий, о которых должны узнать российские школьники.
Проект вызвал бурное обсуждение в обществе. Замечания в него вносили не только историки и учителя, но и родители, школьники. К мнению тех, кто будет учить и учиться по новому учебнику, прислушались. Например, от учителей Татарстана поступила просьба больше не использовать понятие татаро-монгольского ига. Теперь в концепции оно действительно употребляется только однажды, в скобках и кавычках с уточнением "так называемое". Авторы проекта предложили альтернативу - система зависимости русских земель от ордынских ханов. Возможно, запомнить такую формулировку школьникам будет сложнее, но зато, по мнению составителей, она не искажает подразумеваемые под ней исторические факты.
Ссылки по теме
- От Рюрика до наших дней: как менялись учебники истории России
- Между прошлым и будущим: в Москве обсудили концепцию учебника истории
- Новая концепция единого учебника истории вынесена на обсуждение
- Концепцию единого учебника истории России оценит общественность
Вопреки опасениям многих, новая концепция не пересматривает отношение к негуманным методам правления некоторых глав Российского государства. Ивана Грозного по-прежнему считают деспотичным, а в разделе, посвященном изучению истории СССР, рядом с именем Иосифа Сталина упоминаются понятия "культ личности", "репрессии", "раскулачивание".
Хронологические рамки изучения новейшей истории продлили с 2000 до 2012 года. Таким образом, старшеклассники будут обсуждать на уроках события, свидетелями которых были они сами. В этом разделе проекта акцент действительно сместился с освещения политических событий на социально-экономические. Очевидно, формирование отношения школьников к политическим событиям последних лет составители доверили самим учителям.
Разнообразили раздел, посвященный современной культуре. В перечне изучаемых имен появились рок-музыкант Юрий Шевчук и писатель Виктор Пелевин.
Последний раз проект единой концепции учебно-методического комплекса материалов перерабатывался после 24 октября, когда на совместном заседании его обсудили педагоги со всей страны. Теперь он практически готов и доступен на сайте Российского исторического общества. После того как его одобрит президент, в России начнется выпуск концептуально новых учебников о старой истории.