Фото: ИТАР-ТАСС
6 августа известному американскому художнику, дизайнеру, писателю, продюсеру, кинорежиссеру и культовой фигуре современного искусства Энди Уорхолу могло исполниться 85 лет.
Энди Уорхол был одним из самых ярких деятелей художественной культуры XX века. Его талант нашел выражение в самых разнообразных областях искусства – от дизайна до кинематографа. События из его жизни обсуждались на страницах модных американских изданий, превращая художника в кумира как элиты, так и простых американцев.
Сетевое издание М24.ru рассказывает о шести выставках классика поп-арта, которые проводились в столице в разные годы.
Мэрилин Монро в ГМИИ
Впервые Уорхол "приехал" в столицу 12 лет назад – в 2001 году – в рамках фестиваля "Неделя Уорхола в Москве". Это была масштабная презентация художника русскому зрителю. Москвичи и гости города смогли познакомиться с литературной деятельностью классика поп-арта, его фильмами, вкладом в российское современное искусство и, конечно же, картинами.
В рамках фестиваля прошло сразу три выставки. Главная из них разместилась в ГМИИ имени Пушкина, где были представлены 70 работ, предоставленные музеем Энди Уорхолла (Питтсбург, США). Среди них были культовые портреты Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, изображения банок Coca-Cola и супа Campbell.
Тогда же в Москве открылась выставка "Warhol Connections (Энди Уорхол и русские художники)", которую организовала Галерея Марата Гельмана. Это была попытка проследить влияние Уорхола на произведения актуальных российских художников 80-90-х годов. В экспозицию вошли картины, где явно чувствовался "след" американского классика поп-арта. Здесь можно было увидеть работы Сергея Бугаева Африки, Александра Виноградова и Владимира Дубосаровского, лауреата премии Кандинского за 2011 год Юрия Альберта, ныне покойного Владислава Мамышева-Монро и многих других.
Фото: ИТАР-ТАСС
В экспозицию третьей выставки были включены подарки, документы и фотографии из Музея Новой Академии Изящных Искусств, основанной петербургским художником Тимуром Новиковым. В 1985 году Уорхол послал ленинградским художникам и музыкантам подарки – портреты Мэрлин Монро с автографом, изображения томатного супа Campbell, банки из-под него и книги. Подарки тогда получили Сергей Курехин, Виктор Цой, Тимур Новиков, Сергей Бугаев Африка, Георгий Гурьянов, Олег Котельников и Борис Гребенщиков, которые входили в состав Новой Академии Всяческих Искусств. Именно тогда, в 1986 году, была проведена первая квартирная выставка Энди Уорхола в СССР.
Три классика поп-арта
Во второй раз москвичи смогли увидеть работы Уорхола на выставке "Фигуры Америки. Между поп-артом и трансавангардом" в 2003-2004 годах. В экспозиции были представлены картины сразу трех классиков поп-арта – Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскиа и Тома Вассельмана. Отметим, работы последних были выставлены в России впервые.
Русский поп-арт в Третьяковке
Еще через два года в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла выставка "Энди Уорхол: художник современной жизни". В экспозиции было представлено более 300 картин и фотографий, фильмы и архивные материалы. Параллельно с ней в соседних залах шла выставка "Русский поп-арт", которая рассказывала о зарождении, жизни и трансформации отечественного поп-арта.
Фото: ИТАР-ТАСС
Уорхол для коллекционеров
В 2008 году в галерее "Риджина" на "Винзаводе" прошла предаукционная выставка дома Phillips de Pury & Co, в рамках которой была показана всего одна картина Уорхола – "Камуфляж", оцененная в почти 2,5 миллиона долларов. Помимо него в Москву тогда привезли работы Такаши Мураками, Ильи Кабакова, Семена Файбисовича и Джека Кунса.
"Живое" 80-летие
К 80-летию Энди Уорхола Московский музей современного искусства организовал выставку "Энди Уорхол. Живые портреты", в экспозицию которой вошли видеопортреты друзей художника.
В 1963 году Уорхол купил 16-милиметровую камеру, тем самым начав серию кинематографических экспериментов. Среди них была серия видеопортретов – черно-белых фильмов, которые он называл "кинопробами". Все ленты были сняты на легендарной "Фабрике" – студии Уорхола в Нью-Йорке. Героями картин стали представители творческой богемы – писатели, художники, поэты, музыканты, артисты и друзья Уорхола, которые хотели славы.
Так на выставке в ММСИ можно было увидеть видеопортреты вокалистки группы Velvet Underground Нико, певца Эда Сандерса, художника Роберта Индианы и многих других.
Гламурные дивы 70-х
Последняя на сегодняшний день выставка Уорхола прошла в 2009 году в галерее "К35". В экспозиции, названной "Леди и джентльмены", были представлены работы художника, созданные в 70-е годы. Также на выставке можно было увидеть портреты Майкла Джексона и Мадонны. Организаторы постарались воссоздать атмосферу выставок, устраиваемых самим Уорхолом, например, в Leo Castelli Gallery.
Энди Уорхол
Энди Уорхол. Фото: warhol.org
Андрей Варгола – таково настоящее имя художника – родился в Питтсубрге (штат Пенсильвания, США) в 1928 году. Его родители были иммигранты-русины из села Микова у Стропкова на северо-востоке современной Словакии.
Жила семья бедно. Отец художника работал в угольной шахте, а мать в годы Великой депрессии пыталась заработать на жизнь продажей самодельных бумажных цветов и росписью пасхальных яиц. Она рано заметила склонность сына к творчеству, поэтому сделала все возможное, чтобы его поддержать. Именно с ее подачи Уорхол решил поступать на художественный факультет Технологического института Карнеги.
После окончания Энди переехал в Нью-Йорк, где начинал с работы оформителя витрин. Позже его пригласили иллюстрировать журналы Vogue и Harper's Bazaar. Первый успех пришел к нему в 1950 году после оформления рекламы обувной компании "И. Миллер". Уже через два года Уорхол провел свою первую персональную выставку, которая принесла ему настоящую популярность. К тому времени он уже зарабатывал до 100 тысяч долларов в год и мог позволить себе собственный дом на Манхэттене.
Для создания своих работ Уорхол применял технику трафаретной печати. В ранних шелкографиях он использовал собственные рисунки. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст фотографии и обводил изображения. Но этого было недостаточно.
Уорхол хотел поставить производство картин на поток, поэтому перешел к шелкографическому методу печати. Данный способ заключался в следующем – на рамку натягивалась нейлоновая сетка, на нее, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Изображение засвечивалось. На части сетки фотоэмульсия становилась нерастворимой пленкой, а лишнее смывалось водой. Именно так создавалась печатная форма, которую впоследствии накладывали на бумагу и наносили краску.
В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, которое назвал "Фабрикой". Именно здесь сбылась его мечта о массовом создании произведений искусства. Для этого Уорхол нанял коллектив рабочих, которые, под его руководством, выпускали до 80 печатных произведений в день.