Фото: satirikon.ru
Последняя премьера в этом сезоне в "Сатириконе" – спектакль по комедии Мольера "Лекарь поневоле". Актерский состав – подопечные Константина Райкина в Высшей школе сценических искусств. У всех семерых еще год учебы впереди, и в качестве интенсива худрук "Сатирикона" задействовал их в своей новой работе. Первое представление пройдет 22 июня.
"Лекарь поневоле", легкая ироничная пьеса о Сганареле, появилась из-под пера отца "высокой комедии" 350 лет назад, в 1666-м году. Константин Райкин руководствовался отнюдь не круглыми датами, когда выбирал материал. Ему как педагогу было необходимо найти такое произведение, в воплощении которого актеры сталкивались бы со сложными задачами, требующими концентрации и мастерства. Мольеровскую пьесу разыгрывает трио, остальные помогают им за доли секунды менять костюмы. Это не только платья, сюртуки, но и головные уборы, обувь. Сам Райкин считает, что это задача не первой сложности, и циркачи могут похвастаться более совершенной технологией выполнения таких трюков. Куда сложнее в мгновение поменять маску – например, из ворчливой жены, жаждущей мести за побои, превратиться в пышнотелую кормилицу, которая сама не прочь надавать тумаков мужу. После прогона Константин Аркадьевич тщательно разобрал с ребятами все моменты, которыми остался не удовлетворен.
"Мгновенные перевоплощения – задача трудная для любого профессионального артиста, но студенты в итоге должны овладеть этими приемами, я их на это настраиваю. Я бы не сказал, что в них есть что-то оригинальное – техника входит в методологию преподавания по Станиславскому, – рассказал m24.ru Константин Райкин. – Повышенную трудность мы придумали себе сами, чтобы играть азартней, подключить зрителя. Конечно, Мольер, когда писал "Лекаря поневоле", не предполагал, что пьесу будут играть три артиста. Он гениальный драматург, но это не главное его произведение, а некая "хохотуха", которой он прикрывал свои главные, обостренные пьесы как "Дон Жуан" или "Тартюф". В том виде, в котором "Лекарь" существует как литературный текст, его ставить не очень интересно. Мы хотели придумать себе задачу и решать ее, вовлекая зрителя, чтобы он следил не только за ловко придуманным сюжетом, но в своем восприятии открыл специфическое измерение наивных театральных чудес, призванных на короткое время делать взрослых детьми. Он следит и за сюжетом и за тем, как артисты выпутываются из этой трудной ситуации – играть полиперсонажную пьесу втроем. Это создает некую метафизику в незатейливой пьеске.
На мой взгляд, для русского артиста непосильная задача – играть Мольера с полной отдачей и при этом легко и элегантно. Как правило, это получается либо глубоко, психологично, но железобетонно, либо с симуляцией жизни, с формальным способом существования в спектакле и пустотой внутри, что тоже для меня не представляет интереса. А соединить подлинность и легкость русскому артисту всегда непросто. Вот это мы и пытаемся сделать. Я рассчитываю на атомную энергию моих учеников, на их огромное трудолюбие и талант".
Фото: satirikon.ru
Занятые в спектакле артисты только на следующий год получат диплом Высшей школы сценических искусств. Это Константин Новичков и Илья Рогов (роль Сганареля), три девушки, воплощающие все женские образы – Елена Голякова, Розалия Каюмова, Ульяна Лисицина, а также Даниил Пугаёв и Ярослав Медведев – все остальные мужские образы (от соседа Сганареля до Леандра).
"Я сорок лет занимаюсь педагогический практикой, но в Высшей школе сценических искусств это будет первый выпуск. В качестве преподавателя я работаю добросовестно, коэффициент моего полезного действия очень высок: процент попадания моих учеников в московские театры практически равен единице. Но я работаю для себя – со мной вообще выгодно иметь дело, потому что я худрук театра, то есть обучаю людей для себя. В этом спектакле заняты учащиеся третьего курса, и, согласитесь – они показывают удивительный результат", – поделился Константин Райкин.
Между тем по своей концепции "Лекарь" – не первый в репертуаре "Сатирикона". В 1999 году Райкин поставил спектакль для четырех артистов, перед которыми также стояла задача разделить между собой все образы, упоминающиеся в текстах двух пьес опять-таки Мольера. Назывался он "Квартет". Григорий Сиятвинда, Денис Суханов, Наталия Вдовина, Ангелина Варганова на четверых играли 23 роли. На долю Сиятвинды выпало 14 персонажей. "В той постановке тоже были наивные фокусы, реверанс в сторону Аркадия Райкина по части мгновенных перевоплощений, его трансформаций, – пояснил худрук "Сатирикона". – "Лекарь" сделан по тем же лекалам – я решил, что это наше ноу-хау, и не постеснялся местами даже процитировать старый спектакль. "Лекарь" сделан по проверенным ходам, но с новыми артистами. Я понимал, что это огромная нагрузка для них, в том числе и по части мужества, смелости".
Фото: satirikon.ru