Комплекс зданий Российской академии народного хозяйства, известный также как "Синий зуб", все-таки достроят. На днях такое решение приняла Градостроительно-земельная комиссия под руководством Сергея Собянина. Зачем вообще больше 20 лет назад его решили строить, почему процесс замер на финишной прямой и что будет дальше, рассказывает сетевое издание m24.ru.
Фото: ТАСС/"Издательский дом Родионова"/Павел Маркелов
Сложная судьба
У здания, прямо скажем, не самая простая судьба: его начали строить для Академии народного хозяйства в 1992 году, однако, когда до завершения проекта оставалось совсем немного, забросили. В целом комплекс готов на 80 процентов. Еще в 1997 году Абел Аганбегян, который на тот момент был ректором вуза, рассказал журналу "Столица", зачем, собственно, академии такая громадина. Все просто: для того, чтобы выжить в условиях новой экономической реальности. Ведь вуз еще в 1989 году перестали финансировать из госбюджета. Пришлось вводить платное обучение, но денег все равно не хватало. Надо ведь было содержать еще и учебные корпуса, и 16-этажную гостиницу-общежитие – всего 50 тысяч квадратных метров общественно полезной площади. А коммерческой деятельностью академии заниматься было запрещено.
Фото: ТАСС/"Издательский дом Родионова"/Павел Маркелов
Решение
В итоге Абел Гезевич нашел вполне законный выход: академия строит на своей земле международный комплекс и сдает его в аренду. Такой план одобрил лично Михаил Сергеевич Горбачев. Впрочем, денег своему экономическому советнику Аганбегяну никаких не выделил, к тому же отказался давать правительственные гарантии под возможный кредит. Стал тогда Абел Гезевич добиваться ссуды под свое собственное честное имя и слово. И ведь добился. Взял и получил у консорциума западных банков во главе с итальянским "Новар де популар" кредит в 150 миллионов долларов.
" Договорились с банкирами так: кредит застрахует итальянская компания "Сачо", а отдавать деньги академия будет постепенно, по мере получения прибыли от аренды, но так, чтобы за 10 лет с начала строительства расплатиться полностью. И еще одно условие: строить комплекс "Зенит" непременно должны итальянцы и по итальянскому же проекту, который вскоре представил зодчий Лучано Перини: 35-этажная башня, сверху донизу одетая в синее стекло. С пятизвездочной гостиницей, бизнес-центром, барами и ресторанами, бутиками, супермаркетами, концертным залом на 800 мест и бассейном с лагунами и фонтанами", – вспоминал академик. Тут-то и началось.
Для того, чтобы начать строительство, нужно было получить согласие сотен инстанций. Например, аэропорт Внуково долго не мог понять, не помешает ли синяя стекляшка заходящим на посадку самолетам, федеральное агентство правительственной связи упорно отказывалось перенести в другое место свои тайные кабели, которые, как назло, пролегли прямо под будущей стройплощадкой. Но особенно намучился Абел Гезевич с министерством обороны: там опасались, что с верхних этажей комплекса будет открываться слишком хороший вид на секретный стратегический объект – военную академию в Теплом Стане.
В результате долгих препирательств с генералами маэстро Перини чуть не плача укоротил башню до 22 этажей. И ровно через три года после подписания кредитного договора строители из фирмы "Валани Интернэшнл" наконец приступили к работе. Итальянцы бойко шли по графику и клялись, что сдадут башню в срок – к 1 января 1995 года. Но за пару месяцев до радостного события случилось непредвиденное.
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Антимафиозная кампания
В кабинете Аганбегяна раздался телефонный звонок, и представитель академии в Италии сообщил, что все рухнуло: итальянская полиция приступила к очередному этапу антимафиозной кампании "Чистые руки". Чуть ли не все руководство "Валани Интэрнэшнл" брошено в застенок по обвинению в даче взяток за предоставление крупных государственных подрядов. Счета фирмы арестованы.
Итальянские рабочие, прослышав о печальной судьбе своего начальства, спешно бежали из России. А стеклянная башня, в которой не хватает только внутренней отделки, осталась брошенной на милость российской природы. "Я уж и вспомнить не могу, сколько раз после этого летал в Италию, – говорил Абел Гезевич, – пытался убедить местные власти перевести наши деньги с арестованных счетов и разрешить передать подряд другой фирме".
Еще в 1997 году Аганбегян рассказывал, что были проведены предварительные переговоры с другой итальянской строительной фирмой – "Кодэст", которая была не прочь завершить начатое, и строительство может возобновиться уже в ближайший месяц. Это значило, что где-то через полгода офисная часть "Зенита" вступила бы в строй, а через год-полтора было бы завершено абсолютно все здание. Но не срослось, и процесс встал на долгие годы.
Фото: ТАСС/"Издательский дом Родионова"/Павел Маркелов
На сегодняшний день известно, что завершать проект будут за счет федерального бюджета. Масштаб проблем, с которыми придется столкнуться строителям, официально не озвучивался, но предсказуем. Известно, что до приостановки строительства рабочие не покрыли силиконом прокладки между стеклопакетами: из-за этого тающий снег портил резину, проникая в щели. Похожая история – с лифтами: из-за того, что крыша не была доведена до ума, они просто сломались. И даже на снимках видно, что на территории площадки и крыше осталась строительная техника (все эти годы ржавевшая). Кстати, забытый подъемный кран стал в свое время центром притяжения бейсджамперов, так что его тоже пришлось убрать.
Естественно, несмотря на охрану, внутрь не раз проникали люди. Во что это вылилось за 20 лет, также можно увидеть на многих фото: как минимум, разбитые окна и граффити на стенах. Плюс, осенью 2014 года в здании произошел пожар.
Несмотря на это, ввести "Зенит" в эксплуатацию планируется в 2021 году. При этом решено, что в здании не будет бизнес-центра: полезные площади поделят между гостиницей и учебными классами.