Фото предоставлено пресс-службой "Сатирикона"
2 июля Высшая школа сценических искусств Константина Райкина впервые встречала гостей из США – на летнюю стажировку приехали молодые артисты. Группа из одиннадцати молодых американских актеров проведет месяц вместе с русскими педагогами. Лекции и практические занятия будут проходить на английском языке. По итогам курса-интенсива ученики должны представить выпускную программу с обязательным показом этюдов. Сам Райкин пообещал, что поблажек не будет, и гостям придется постигать секреты мастерства с утра до ночи.
Как рассказал m24.ru проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств Дмитрий Трубочкин, концепция занятий строится таким образом, чтобы гости с другого континента, владеющие пониманием мхатовских традиций, смогли расширить свое представление о специфике русского театра и представителях его авангарда: "В Школе-студии МХАТ нужно чувствовать свою органику, стремиться осознать, как ты будешь действовать в предлагаемых обстоятельствах, не меняя своей сущности, а у нас с самого начала нужно переступить через себя в сторону маски, трагической или фарсовой природы. Это непривычный, с точки зрения общей методики, ход. Организаторы курсов очень хотят, чтобы по истории театра – будет всего четыре лекции – мы говорили не о МХАТе, а об авангарде, о Мейерхольде, Вахтангове, Таирове и о том, как их традиции живут сейчас. Перед нами стоит задача расширить привычные горизонты и показать, как здесь, в России, воспитывают природу универсального артиста, способного играть в комедиях с трансформациями, в мюзиклах, в психологической драме".
Фото предоставлено пресс-службой "Сатирикона"
Константин Райкин добавил, что в какой-то момент американские актеры спустятся со сцены в зал, чтобы в качестве зрителей оценить мастерство своих русских сверстников. Это будут спектакли третьего курса школы (в том числе недавняя премьера "Лекарь поневоле"), постановки из репертуара "Сатирикона". Но и этим дело не ограничится. "Мы хотим устроить большую культурную программу по театральной Москве. Я считаю, эти ребята сделали правильный выбор – приехали сюда. Никому не нужно напоминать, что Россия – одна из мощнейших мировых театральных держав, а в Москве происходит множество театральных явлений, и важно, чтобы наши гости познакомились с их частью. Каждая актерская школа по-своему трактует систему Станиславского. Наши спектакли – наглядная агитация нашего театра, нашей школы, которая тоже является ответвлением от этого мощного дерева – системы Станиславского".
Оба театральных деятеля отметили, что визиты голливудских актеров и их мастер-классы в России полезны для обмены опытом. "Михаил Чехов многое сделал в Америке, Ли Стасберг со своей театральной школой – тоже выдающееся явление, но все равно строится вокруг системы Станиславского. Да, она трактуется по-своему, но даже самые лучшие американские актеры очень близки нам по подходу", – сказал Райкин.
Фото предоставлено пресс-службой "Сатирикона"
Дмитрий Трубочкин в свою очередь напомнил о коммерциализации американского театра с его ориентацией на зрелищность и шоу. "Американский артист здорово подготовлен технически. Но школа психологического театра там тоже развита благодаря последователям Станиславского. Мы видим ее в Голливуде – это очень хорошая школа, через которую прошли Аль Пачино, Роберт де Ниро. Они подробно и достоверно существуют в своих психологических образах. Есть и другая история – американский перформанс, который был в свое время популярен, много дал современной театральной культуре. Из той традиции выходит Ли Бруэр, крупная фигура американского авангарда. У него тоже есть свои представления о том, как должен существовать артист. Он раскрывает свои взгляды в теории двух физических кондиций, одновременно существующих у артиста: это "химия", психологическая заразительность, когда актер моментально может расплакаться, и "электричество" – сиюсекундная готовность к шутке.
Есть разнообразные методики, но сейчас многие школы сходятся вместе. Из Англии артисты приезжают в Италию, из Франции – в Германию. Американцы приглашают педагогов со всего мира. Школы постепенно выравниваются и подходят к тому, чтобы существовать комплексно среди разных методик и задач. Но если говорить об американской режиссуре, то это больше визуальный театр – как, к примеру, театр Роберта Уилсона, более перформативный, чем склонный к большим художественным событиям. У нас в России перформативный театр не так популярен, на мой взгляд, не так интересен в исполнении наших артистов. Но здесь активно развивается традиция трагифарса. Это можно проследить в спектаклях Константина Райкина, Юрия Бутусова, Римаса Туминаса. Все они занимаются поиском острых граней существования человека в современном мире. Мне самому тоже любопытно сравнить американскую и нашу школы. Общаясь с иностранными стажерами, буду приходить к пониманию, как они себе мыслят театр".