Фото: m24.ru/ Юлия Накошная
В Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова состоялся новый набор студентов. Корреспондент m24.ru Екатерина Кинякина встретилась с Никитой Сергеевичем сразу после кастинга и поговорила с ним о том, чему можно научить уже профессиональных актеров, почему артисты, режиссеры и операторы должны получать единое образование и чем хороша съемочная площадка в Крыму.
Академия начала работу в здании Театра киноактера на Поварской улице. Согласно задумке Михалкова, который будет ректором и художественным руководителем актерской мастерской, слушатели годичных курсов будут посещать мастер-классы, смотреть кино, ставить спектакли, ездить на гастроли. Основное требование к поступающим в Академию – высшее образование по специальностям актер, режиссер, оператор и продюсер.
– Что для вас сегодня было самым важным при выборе сегодняшних конкурсантов?
– Их умение ухватить образ, пропустить его через себя и удержать, не позволив ему бесследно рассеяться. Импровизационность и безоговорочная вера в то, что они говорят и делают.
– Актер может сыграть запоминающуюся роль в кино в возрасте 14-16 лет. И она мгновенно станет его визитной карточкой. А некоторые актеры учатся долго в вузе, да и потом всю жизнь продолжают учиться. Будет ли шанс стать великими и у тех, и у других?
– "Великий" – это вообще сложное понятие. По-моему, актер становится великим, когда его уже нет на свете, и даже в этом случае великими назовут единиц. Да, безусловно, есть актеры одной роли. Такой актер может играть в сериалах, говорить какие-то слова и использовать свою фактуру столько, сколько она будет пользоваться успехом. Настоящее же мастерство – это ювелирная техника и высочайшее напряжение.
Наша задача, то, к чему мы стремимся в академии – это помощь, в первую очередь, актеру в создании внутренней возможности обращения к самому себе, к своим ресурсам, к своему нутру, в том случае, когда не может помочь режиссер. Сегодня это как никогда становится жизненно необходимым умением для актера. К сожалению, сейчас уровень режиссуры намного ниже, чем уровень актерского мастерства.
Фото: m24.ru/ Юлия Накошная
– Вы говорили, что стремитесь создать семью, в которой актер и режиссер смогут развиваться вместе. Какую еще миссию вы видите для академии?
– Наша академия – это еще и социальный лифт. У актеров, играющих в различных региональных театрах, прошедших у нас обучение, появятся новые навыки, отточатся, усовершенствуются уже имеющиеся, и, безусловно, для ребят откроются новые возможности.
Наши абитуриенты получат уникальную возможность познакомиться на практике с основными школами актерского мастерства, такими, как система Константина Станиславского, Михаила Чехова, Шарля Дюллена, Питера Брука, Евгения Вахтангова. У всех наших студентов будет уникальная возможность общаться с огромным количеством заслуженных и уважаемых деятелей искусств: актерами, писателями, художниками, музыкантами. Мы планируем проводить совместные просмотры фильмов и их обсуждение.
А самое главное, режиссеры и операторы будут обучаться вместе с актерами и смогут наблюдать за тем, как развивается природа актера. Я думаю, должна появиться новая категория людей в этих профессиях, которые будут оснащены знанием о том, что представляет из себя работа их коллег по цеху.
Ссылки по теме
- Никита Михалков открывает свое новое учебное заведение
- Никита Михалков одобрил уместное использование мата в кино
- "Максимальное приближение": Никита Михалков
– Из общения с абитуриентами я поняла, что многим из них не хватает проектного подхода к работе. Нет критического взгляда, работы с преподавателями над ролью, нет возможности пробовать себя в киноролях во время обучения в театральных вузах. Есть ли у вас цель эти пробелы в образовании восполнить?
– Я не склонен осуждать сегодняшнее образование. У нас принципиально другая, новая система. Мы не имеем дело с абитуриентами, мы имеем дело с уже сложившимися актерами, которые хотят совершенствоваться в том, что они делают. Система в вузах, которые готовят раздельно режиссеров и актеров – это система лекционная, а у нас система чаепития и неформального общения, хотя и задания, конечно, тоже будут. Наша цель – раскрытие и наполнение актера и техникой, и новыми знаниями, и принципиально другим самоощущением, и пониманием профессии. Это все то, что так или иначе позволяет актеру оставаться вооруженным на съемочной площадке без помощи, которую мы должны оказывать во время обучения. Сегодня это очень большая проблема.
Фото: m24.ru/ Юлия Накошная
– А региональные школы? У них тоже существует масса проблем.
– Знаете, не хочу кидать камень в их огород. Я считаю, что есть прекрасные школы и в Саратове, и в Нижнем Новгороде. Нет никакого смысла пытаться противостоять традициям и школам, по которым учатся студенты. То, что актер приходит к нам, связано с тем, что он не удовлетворен образованием, которое получил, или тем воздухом, который вдохнул, войдя в театр.
– Как вам кажется создание региональных киностудий, как, например, в Ялте, способствовало бы развитию актерской и режиссерской профессий?
– Если вы говорите про ялтинскую киностудию, то ее роль заключается не в том, чтобы снимать ялтинское кино, а в том, чтобы Крым стал мощной технической базой для нашего кино вообще. Это потрясающая площадка для любого фильма, в котором нужны съемки моря, гор, природы. Ялтинская студия должна обслуживать съемки наших отечественных картин. И это ее принципиальное значение. Когда мы снимали картину "12" в Геленджике, нам необходимо было везти 50 фур с аппаратурой. А сюда актеры смогут приезжать с комплектом сменного белья и сценарием.
Фото: m24.ru/ Юлия Накошная
– У вас нет идеи сделать на базе киностудии какой-то образовательный проект?
– Такая идея есть. Но проект в большей степени будет связан с обучением технического персонала, который должен быть очень высокого уровня: осветители, гримеры, ассистенты, операторы и так далее. В тоже время туда будет переведен студенческий фестиваль "Святая Анна", который допускает стажировки на студии. И в мемориальном центре Ханжонкова, где была первая студия в России, также может быть создан образовательный проект.