Жители деревни Аксеново в Волоколамском районе Подмосковья противостоят газовой компании, которая требует снести дома, где выросли целые поколения. Эти дома, как и братская могила времен Великой Отечественной войны, оказались в зоне газопровода, передает телеканал "Москва 24".
Житель Аксенова Игорь Владимиров считает деревню малой родиной и тщательно заботится о своем небольшом хозяйстве с огородом, фазанами и ульями. Другой местный житель − Анатолий Бобровский, семья которого живет в деревне уже около ста лет, рассказал, что многие дома в Аксенове еще довоенной постройки и имеют историческую ценность.
Однако два года назад Росреестр изменил статус этих земель, так что теперь предписывается снести более 30 домов, находящихся в зоне газопровода. При этом сносить "родовые гнезда" планируют за счет их же владельцев.
В зону минимального расстояния от газопровода попадают не только жилые дома, но и братская могила, в которой похоронены 1301 боец 331-й стрелковой дивизии, некогда освободившей деревню от фашистов.
В самой газовой компании заявили, что довоенные дома не снесут, если жителям удастся документально подтвердить дату их постройки, перенос братской могилы также не планируется.
Через Аксеново проходит ветка газопровода "Серпухов − Ленинград". По какой причине рядом с братской могилой в 1959 году проложили газовые трубы, неизвестно. А когда в 2015 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о реконструкции газопровода, было решено перенести газовую трубу подальше от жилых построек и других сооружений. Тем не менее сейчас, вместо переноса трубы, жителей подмосковных деревень заставляют сносить свои дома.
Судебные тяжбы с газовым гигантом уже ведут в Сергиево-Посадском, Подольском, Клинском, Солнечногорском, Чеховском и Пушкинском районах.
Прогнозы юристов не обнадеживают. По их словам, у владельцев домов, которые находятся в зоне минимального расстояния от газопровода, почти нет шансов на победу в суде, особенно если речь идет об СНТ.
"Истец предоставляет суду документы о том, что сооружался газопровод законно. Это было в 60−70-х годах. А садоводчества создавались в 80−90-х годах", − описал стандартную ситуацию юрист Антон Емелин. "Суд приходит к выводу, что эти газопроводы существуют законно и на момент предоставления СНТ земельных участков данное обстоятельство имело юридическое значение", − пояснил он.
Пока в противостоянии жителей Подмосковья и газового гиганта преимущество имеет компания. Однако владельцы домов не сдаются и намерены до конца бороться за свои дома.
О нефтепроводе местные жители узнали только в декабре 2015 года, когда вдоль трубы выставили информационные столбы, а с конца 2016 года к ним посыпались иски. Представители нефтяной компании уверяют, что администрации Раменского района было известно о прохождении здесь нефтепровода, так как появился он почти 40 лет назад.
Те же, кто рискуют лишиться крыши над головой, просят перенести нефтепровод подальше от жилых домов, ведь трубу можно даже не двигать, а закатать в дополнительный слой бетона, сократив тем самым площадь санитарной зоны. В эксплуатирующей компании ответили, что жители деревни могут реализовать эту идею только за свой счет.
Средств у жителей Устиновки на модификацию нефтепровода нет. И они являются далеко не единственными пострадавшими: из-за нефтепровода "Транснефть" подала 95 исков о сносе домов по всему Раменскому району, причем половину дел компания уже выиграла.