Сервис электронных референдумов "Активный гражданин" заработал 21 мая 2014 года. За год количество участников проекта достигло миллиона человек. Москвичи приняли участие в 580 онлайн-голосованиях и оставили 25 миллионов комментариев по улучшению города. О том, почему в приложении не получится накрутить голоса, взаимодействии властей c жителями и замене реальных выборов виртуальными рассказала заммэра Москвы Анастасия Ракова.
Что это такое
"Активный гражданин" – сервис, позволяющий влиять на жизнь в городе, принимая участие в электронных голосованиях по различным темам. За участие в каждом голосовании начисляются баллы, которые можно обменять на бонусы. Первоначально сервис заработал в виде мобильного приложения, но вскоре проголосовать стало возможно на сайте проекта ag.mos.ru и в центрах госуслуг.Итоги первого года
Москвичи знают "Активного гражданина", многие ему доверяют. Этот проект позволяет нам на практике повысить управленческую эффективность. Мы теперь можем более детально изучать мнение москвичей и на основании этого принимать более взвешенные и более правильные решения.
На сегодняшний день в проекте участвуют более миллиона москвичей. Мы провели за год 580 различных голосований. Причем это были голосования как по общегородским вопросам, так и по окружным, районным и даже дворовым и домовым.
Мы получили 25 миллионов различных мнений москвичей и приняли 250 управленческих решений, которые уже закреплены в соответствующих законах, постановлениях правительства, решениях префектур и в различных проектных документах.
Кто такие активные граждане
Мы стартовали год назад исключительно на мобильной платформе абсолютно сознательно. У нас существовала проблема вовлечения в процесс управления городом средней и молодой аудитории. Почему? Потому что это люди в первую очередь занятые: у них очень много дел, они работают, не могут посвятить много времени участию в различных городских проектах или в таких онлайн-системах взаимодействия с властью.
Что мы имеем через год? Мы можем уверенно сказать, что этой цели мы достигли: на сегодняшний день 80 процентов пользователей этой системы – это люди молодого и среднего возраста, в диапазоне от 18 до 45 лет. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Весь следующий год мы посвятим тому, чтобы работать над привлечением в проект более молодой и более зрелой аудитории.
Школьники и пенсионеры
Сегодня мы уже проводим целевые проекты для молодой и более зрелой аудитории. Например, только что мы закончили голосование по выбору музыкантов, которые будут петь на главном выпускном вечере в этом году. Впервые выпускники самостоятельно выбрали группы, которые они хотят услышать.
О привлечении более зрелой аудитории: мы год назад запустили сайт, который более удобен для возрастных категорий. Сейчас запускаем масштабную программу по возможности проголосовать через систему центров госуслуг и центры социальной защиты. Более того, в обеих этих структурах будут организованы специальные курсы, которые позволят всем москвичам, особенно зрелого возраста, обучиться пользованию этими и другими программами, существующими в городе.
В этом месяце мы запустили новый сервис, который позволяет с одного мобильного устройства проголосовать не только его владельцу, но и членам его семьи. Я думаю, что тем самым мы тоже сможем расширить аудиторию, мнение которой будем учитывать.
Какие вопросы выносятся на голосование
Так сложилось, что вопросы, которые у нас выносятся на "Активный гражданин", мы классифицировали на пять крупных основных групп. В первую очередь мы обсуждаем с москвичами и выносим на их суд принятие тех или иных управленческих решений, которые становятся обязательными правилами поведения и фиксируются в соответствующих нормативных актах в виде законов, постановлений и так далее.
О чем идет речь? Вот только что прошло голосование о запрете продажи алкоэнергетиков в ларьках, 80% москвичей (у нас редко бывает такое единодушное голосование) поддержали это решение. Дума приняла соответствующий закон, и он вступил в силу с 1 мая.
Хотела бы отметить, что также мы выносим на предварительное обсуждение все вопросы благоустройства отдельных территорий и объектов городского хозяйства. Например, дизайн-макет станций "Солнцево" и "Новопеределкино" непосредственно определяли москвичи. Причем мнение москвичей здесь иногда расходилось даже с мнением профессионального жюри, и мы приоритет отдавали именно горожанам.
Следующее. Этот проект помогает нам обеспечивать реализацию потребительских предпочтений москвичей при реализации тех или иных городских программ. Если проще, у нас есть программа благоустройства дворов, но что в каком конкретно дворе делать мы предполагаем, решать именно москвичам через систему "Активный гражданин", потому что двор от двора очень сильно отличается: где-то нужна детская площадка, а в другом дворе категорические противники детской площадки и хотят тихие и уютные дворики с лавочками. Система позволяет индивидуально учитывать мнение жителей каждого двора.
Ссылки по теме
- Муниципальные депутаты помогут составить опросы для "Активного гражданина"
- "Активный гражданин": кто придумывает опросы и кто на них отвечает
- Составлен портрет пользователя "Активного гражданина"
Еще одна тема – комплексное обустройство крупных городских территорий. Это не касается каких-то маленьких микрорайонов, отдельных проектов планировки, это новые территории – территории, которые не были освоены, и мы предполагаем осваивать их комплексно. Например, это два крупных проекта – Мневниковская пойма и Нагатинская пойма.
Следующее направление – это концепция развития Москвы-реки, тоже очень интересный сам по себе вопрос, и он нашел большой отклик среди москвичей.
И последняя тема – это ситуация, когда мы проводим различные голосования, опросы, и оцениваем, заметили или не заметили москвичи те изменения, которые являются следствием принятых нами управленческих решений, но именно тех решений, которые мы принимали без мнения москвичей.
Наглядные примеры приведу с введением платной парковки. Мы не обсуждали эту тему с москвичами и не голосовали за этот вопрос перед его введением, но через какой-то период, когда эта мера была внедрена, мы задавали такой вопрос на "Активном гражданине": "Вы видите позитивные изменения в связи с введением платной парковки или нет?" Больше 50 процентов москвичей сказали, что да, видят и одобряют эту меру.
Сколько длится голосование
У нас есть период по голосованию – три недели, потом мы его закрываем. В городских голосованиях участвуют не менее 240-250 тысяч человек. Самое большое голосование у нас было по школьным каникулам, приняли участие более полумиллиона москвичей. Введение московского стандарта работы поликлиник, тоже где-то под 400 тысяч человек у нас приняли участие. В среднем у нас принимают участие в голосовании 250-300 тысяч.
Как контролируется выполнение решений москвичей
Мы считаем, что лучший способ формирования доверия к любому проекту, в том числе к этому, – обеспечить строгую реализацию тех решений, за которые проголосовало население. Здесь я хотела бы выделить два принципиальных этапа. Первое – это принятие именного того решения, за которое проголосовало население. То есть закон, постановление, любой акт должны содержать именно то правило, которое поддержало население. Но не менее важной и в тоже время более сложной является реализация этого решения на практике.
Мы формируем отряд волонтеров, которые систематически контролируют уже на практике, выезжая в каждый двор, каждый район, как проводится на самом деле работа, реализуются ли решения, и соответственно, смотрим, как они соблюдаются на практике. Вся система отчетности по каждому проекту размещена в свободном доступе на портале, и каждый пользователь может сообщить, если это решение реализуется ненадлежащим образом, и сразу меры соответствующего реагирования будут приняты.
О поощрениях
Когда мы запускали проект, то много очень дискутировали на предмет того, стоит ли вводить различные виды поощрения. Сегодня менее 10 процентов набранных баллов были сконвертированы пользователями в какие-либо материальные блага, которые мы им предоставляем. Больше 90 процентов не пользуются этим. Это отрадно, потому что люди участвуют в этом проекте не за какие-то материальные поощрения, а потому что им интересно участвовать в судьбе родного города.
Но в то же время мы, понимая это, расширяем круг нематериальных поощрений. На сегодняшний день все знаковые события в городе Москве и важные мероприятия не проходят без активных граждан. Мы стараемся для них на самые знаковые события обязательно какие-то квоты вводить, потому что они непосредственно активно участвуют в жизни города. Например, несмотря на сложность попасть на репетицию парада Победы, 1000 билетов была отдана именно активным гражданам, тем, кто участвовал в проекте.
Теперь все знаковые городские мероприятия, интересные или важные, – они обязательно будут иметь соответствующую квоту. И здесь действительно это пользуется большим интересом у горожан, у жителей.
Кто предлагает новые голосования
Наша философия не изменилась, по-прежнему вопросы формируются и инициируются от органов власти исходя из тех управленческих решений, к которым они подходят. Существует много различных публичных систем, которые позволяют формировать инициативу снизу: это и РОИ, и change.org, и иные проекты, которые позволяют это делать. У нас пока такого механизма отбора предложений непосредственно от населения, их отсева, формирования, не существует, но это не значит, что мы не читаем и не смотрим все комментарии, применительно к нашей системе, и те дополнительные предложения, которые вносятся гражданами.
Всем вам известно, что достаточно активно весной обсуждается тема покраски бордюров, и нам неоднократно ставили в укор то, что мы эту тему не выносим на голосование. Сразу хочу сказать, что этим летом и этой осенью эта тема будет поставлена на голосование, и мы обязательно на следующий год будем красить бордюры в тот цвет, который выберет население конкретного района или двора, если эта тема действительно оказалась столь важной, насколько она была распространена в интернете.
Объясню, почему в этом году мы не смогли это сделать. Потому что есть управленческий цикл, который предполагает проведение обязательных торгов по закупке красок, которые, конечно же, кончились еще в октябре и ноябре прошлого года. Поэтому, чтобы не пропустить следующий сезон, мы будем такие опросы проводить летом.
Поэтому как только мы видим, что есть действительно объективный массовый интерес к этой теме и вопрос, в принципе, может быть обсужден на "Активном гражданине", нет для него ограничений, мы обязательно будем выносить.
Кто работает над проектом
Никаких дополнительных затрат этот проект не несет. Мы разработали программное обеспечение, и на этом все основные затраты у нас закончились. На сегодняшний день это же дополнительный инструмент к существующему функционалу, поэтому все, кто у нас работал в аппарате, те и дальше продолжают работать. Мы никакого увеличения штата не проводили. Вы все знаете, у нас в мэрии Москвы прошли жесткие сокращения, поэтому дополнительных людей мы не используем. Просто этот инструмент помогает нам делать те же самые действия, но более эффективно. Что касается дополнительных расходов на рекламу, то мы пользуемся той социальной рекламой, которая у нас есть, либо непосредственно формируем информационный повод, по которому вы пишете о нас.
Накрутка голосов
При объеме пользователей более миллиона человек обеспечить накрутку невозможно. Сколько вам надо скупить, чтобы накрутить? 300 тысяч сим-карт? Потому что с одной сим-карты проголосовать второй раз невозможно. По тем вопросам, которые мы сейчас выносим на голосование, нет никакого смысла покупать 300 тысяч сим-карт, чтобы переиграть тот или иной вопрос. Поэтому даже попыток на сегодняшний день никаких не было.
Альтернатива выборам
Опыт электронного проведения выборов на сегодняшний день есть в Прибалтике, и он в мировой практике признается достаточно успешным. Я считаю, что это на самом деле самый перспективный путь и в течение ближайших 50 лет, скорее всего, мы к этой модели и придем.